Жизнь после Нобелевской: китайский писатель Мо Янь считает премию благословением и проклятьем

Фото: Handout/SCMP

Фото: Handout/SCMP

Всемирно известный китайский писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе Мо Янь во время своего выступления в Гонконге признался, что за последние несколько лет он практически ничего не написал, передает South China Morning Post. Он заявил, что получение Нобелевской премии сделало его слишком требовательным по отношению к себе, чтобы писать и публиковать что-либо. Последние пять лет были для него больше наполнены общественной жизнью, чем литературной.

Гуань Мое, более известный по своему псевдониму Мо Янь (что в переводе с китайского означает «молчи»), отчаялся вернуться к писательскому ремеслу. Уже прошло практически пять лет с тех пор, как провинциальный писатель из провинции Шаньдун стал первым лауреатом Нобелевской премии из континентального Китая. И, хотя Гао Синцзянь, получивший французское гражданство двумя годами ранее, выиграл эту награду еще в 2000 году, именно Мо Янь стал символом новой китайской литературы. С его именем связаны наиболее важные и популярные произведения современного Китая («Красный гаолян», «Страна вина»), часть которых стали основами для фильмов Чжана Имоу.

После присуждения премии Мо Янь из человека, предпочитающего высказывать свое мнение достаточно редко, превратился в одного из главных ораторов политики «мягкой силы» КНР. Так, только за последние несколько лет он был занят в ряде политических мероприятий, среди которых можно выделить его участие в государственном визите Ли Кэцяна в Колумбию в 2015 году, продвижение правительственной инициативы «Один пояс и один путь» на международном рынке и выступление на Боаоском Азиатском форуме в прошлом году.

Назначение Мо Яня заместителем председателя Ассоциации писателей КНР стало поводом для обвинений автора в политической поддержке Коммунистической партии Китая, в связи с чем в интервью немецкой газете Der Spiegel писатель заявил: «Я неоднократно подчеркивал, что пишу от имени народа, а не партии». Критика его действий и высказываний привела к тому, что в январе на мероприятии в Пекине Мо Янь сделал следующее заявление: «Я с нетерпением жду появления нового лауреата Нобелевской премии в области литературы от Китая. Как только это случится, все внимание общественности переключится на него, а я смогу сконцентрировать свои усилия на написании романов».

Тем не менее, Мо Янь продолжает работать. В прошлом месяце он начал публиковать короткие рассказы в своем аккаунте в Weibo, который ранее находился заброшенном состоянии. Как объясняет Мо Янь, на публикацию его натолкнуло желание «размяться» перед тем, как приступить к финальной части следующего романа о борьбе китайского правительства с коррупцией.

В разговоре с испанским новостным агентством EFE в прошлом году Мо Янь отметил, что с темой коррупции он знаком близко, так как почти в течение десяти лет работал в Procuratorial Daily, официальной газете Верховной народной прокуратуры КНР. Он также написал сценарий к трем антикоррупционным сериалам и продолжает работать в качестве консультанта в пресс-центре антикоррупционного ведомства.

В Гонконге писатель рассказал, что он вдохновлен китайским сериалом «Именем народа», который концентрируется на правительственной кампании против коррупции. Автор был поражен тем, как современный сериал может показать нравственное падение чиновников и человечность других людей.

Общаясь с публикой на мероприятии в Гонконге, 62-летний писатель сообщил, что он только недавно начал пользоваться мессенджером WeChat, однако был удивлен тому, как много текстов, опубликованных под его именем, не имеют с ним ничего общего.

Подготовила Екатерина Хохлова

 

scroll to top