Сексуальная революция по-китайски: как рис повлиял на терпимость китайцев к добрачному сексу и гомосексуальности

Секс в Китае

Фото: adb.org

Сегодня много говорят о сексуальной революции в Китае. Существует несколько теорий, объясняющих, почему одни регионы Китая более толерантны к неконвенциональному сексуальному поведению (например, добрачному сексу и гомосексуальности), а другие — менее. ЭКД рассказывает о новом академическом труде социолога Яна Ху из Университета Эссекса, в котором он дает новое объяснение региональным различиям сексуальных взглядов и преодолевает нестыковки старых теорий. Забегая вперед, отметим, что ключ ко всему — системы орошения риса и пшеницы. Но обо всем по порядку.

В 1989 году только 15% жителей Китая занимались сексом до свадьбы. Доля резко выросла до 40% в 1994 г. и до 71% в 2012 г. При этом 4,5% замужних женщин и 16,5% женатых мужчин заявляли, что имели половые отношения с кем-то на стороне. Согласно последним исследованиям, около 3-5% населения Китая гомосексуалы, а 11% неженатых мужчин и 5,8% женатых хоть раз занимались сексом с мужчиной.

Сексуальное поведение — это одно дело, а вот взгляды на секс — другое. В своем исследовании Ян Ху проанализировал данные крупного социального опроса населения Китая (2010 China General Social Survey), в котором приняли участие 11 тысяч человек из 30 провинций. В частности, автора интересовали ответы на вопросы об отношении к добрачному сексу, внебрачным связям (изменам) и половым отношениям с людьми того же пола.

Исследовательская находка состоит в том, что, вопреки традиционной теории о влиянии западных ценностей и экономического роста на сексуальные взгляды, в реальности мнение китайцев о сексуальном поведении зависит от вида сельскохозяйственной культуры, выращиваемой в провинции — риса или пшеницы.

Национальной сексуальной революции нет 

Проанализировав ответы всех респондентов, автор исследования обнаружил, что большинство китайцев скорее не одобряют ни добрачный, ни внебрачный секс, ни гомосексуальность.

сексуальная революция в китае, секс в китае, отношение к сексу в китае, гомосексуализм в китае

Источник: The Conversation

Другими словами, ситуация достаточно далека от «национальной сексуальной революции». Более того, на региональном уровне наблюдается значительный разброс. Например, в провинции Синьцзян только 7% населения одобряют добрачный секс, и лишь 2% — гомосексуальность. Напротив, в Гуандуне 54% жителей считают добрачный секс приемлемым явлением, а 24% признают таким же гомосексуальность. Значимые географические различия свойственны также отношению к внебрачному сексу.

Старые теории

Некоторые исследователи считают, что улучшение питания (вызванное социально-экономическим развитием) снижает возраст полового созревания, что в свою очередь ведет к либерализации отношения к сексу. Это так называемая «теория модернизации». Но автор исследования обнаружил, что люди из таких провинций, как Цзилинь, в которых ВВП на душу населения, уровень дохода семей и урбанизация достаточно высоки, не отличаются в своем отношении к сексу от менее развитых провинций (например, Гуйчжоу и Сычуань).

Другие ученые связывают либерализацию отношения к сексу в Китае с культурным влиянием Запада — своего рода «теория вестернизации». Они считают, что политика открытых дверей, начатая в 1978 году, предрасположила людей к западным идеалам индивидуализма и свободы, которые в свое очередь способствовали либерализации взглядов на секс.

Однако это соответствует истине лишь частично. Я обнаружил, что жители таких провинций, как Сычуань, которые обладают сравнительно низким уровнем как торгового, так и культурного обмена с западными странами, демонстрируют более либеральные взгляды на внебрачный секс и гомосексуальность, чем жители более «вестернизированных» провинций (например, Фуцзянь и Цзянсу). В «вестернизированных» провинциях люди имеют более либеральные взгляды лишь на добрачный секс. 

Также есть мнение, что особую роль сыграла экономическая реформа 1978 года, когда были либерализованы рынки, ранее занятые одним лишь государством, и распущены коллективные рабочие единицы. Это якобы привело к идеологическому сдвигу от коллективизма к индивидуализму.

В то же время массовая деиндустриализация дала толчок к развитию сферы услуг, включая предоставление услуг, относящихся к сексу. В таких провинциях и муниципалитетах, как Цзянсу и Шанхай, которые более деколлективизированы и деиндустриализированы, чем многие другие, отношение к внебрачному сексу также более толерантно, а вот к добрачному сексу и гомосексуальности — нет.

сексуальная революция в китае, секс в китае, отношение к сексу в китае, гомосексуализм в китае

Источник: The Conversation

«Рисовая теория»

Территория Китая — 9,5 млн кв.км, поэтому было бы не совсем правильно говорить, что определенные регионы отличаются от других, только потому что они находятся под различным влиянием таких социальных трендов, как модернизация и «вестернизация». Это заставило меня обратиться к более укорененным различиям между китайскими провинциями. Одним таким очевидным различием является то, что люди едят и выращивают. На протяжении веков в одних провинциях доминировало выращивание риса, а в других — пшеницы. Согласно «рисовой теории», жители «рисовых» и жители «пшеничных» провинций, помимо разницы в доминирующей сельскохозяйственной культуре, могут отличаться своим мышлением.

Ян Ху обнаружил, что в таких «рисовых» регионах, как Гуйчжоу, Фуцзянь и Сычуань, гораздо больше жителей, толерантно относящихся к добрачному и внебрачному сексу и гомосексуальности, чем в таких «пшеничных», как Цзилинь и Шэньси.

Основное различие между рисовыми и пшеничными плантациями состоит в системе орошения. Рисовые поля требуют серьезной ирригации, в то время как для орошения пшеницы требуется гораздо меньше воды и усилий. Веками до внедрения современных машин для обеспечения должного орошения рисовых полей была необходима тесная кооперация между многими семьями крестьян. Выращивание пшеницы, напротив, чаще было связано с работой семей по отдельности.

Потребность в сотрудничестве ради обеспечения себя пищей (по-другому было не выжить) в «рисовых» регионах могла способствовать развитию более высокого уровня взаимозависимости людей друг от друга, обоюдного взаимопонимания и толерантности. Все это в совокупности уменьшало вероятность чьей-либо социальной маргинализации. Совсем по-другому все было устроено в «пшеничных» регионах, где тот же самый дух взаимопонимания и взаимозависимости ценился гораздо меньше, так как люди привыкли надеяться сами на себя.

Вывод

Исследование утверждает, что толерантность к неконвенциональному сексуальному поведению порождена необходимостью и неизбежностью взаимозависимости жителей «рисовых» провинций. В этом ключ к понимаю либерализации взглядов на секс. 

Недавние социальные изменения, конечно, могли способствовать «сексуальной революции» В Китае, однако представляется логичным, что давнее различие между выращиванием риса и пшеницы продолжает играть роль в отношении жителей Китая к сексу. Обнаружение того, что влияет на различия в уровне толерантности к определенным сексуальным практикам, может оказать существенное влияние на принципы проведения уроков по сексуальному воспитанию в школах разных регионов.

Подготовил Владимир Григорьев

 

scroll to top