Почему американка вывезла дочерей из Китая во время вспышки Covid-19, а потом вернула их обратно

американка с дочерьми летит в китай
Иллюстрация: South China Morning Post

Когда в Китае свирепствовала эпидемия Covid-19, американка отправила двух дочерей из Шанхая домой в США. Потом пандемия пришла в Штаты. Женщина наблюдала, как две страны справляются с болезнью, и решила вернуть детей обратно в Китай. Почему она так сделала, Джун Ши рассказала изданию South China Morning Post.

Мы с семьей несколько месяцев следили за распространением Covid-19. Сначала вирус появился в Китае, стране нашего пребывания, а затем перекинулся на нашу родину, США. Мы из Вирджинии, но пару лет назад я устроилась на работу в Шанхай. Мы с дочками, которым 13 и 10 лет, переехали туда, а муж ездил на работу в Вашингтон.

В КНР заболеваемость новым вирусом переросла в эпидемию на китайский Новый год в конце января. Мы тогда были в отпуске в Японии. Когда школы Шанхая начали закрываться, мы решили, что девочки должны самостоятельно лететь к папе в Америку. Я же вернулась на работу в Шанхай. Последующая блокада разлучила нас на 2 месяца.

К середине марта девочки только начали учиться в своих старых американских школах, но те объявили о закрытии. Между тем, их шанхайская школа рассылала оптимистичные уведомления о возобновлении учебы в ближайшем будущем. Количество новых случаев заболевания в США неуклонно росло, а Китай ужесточал контроль на границах… Я решила: сейчас или никогда.

пассажиры в аэропорту чикаго
Международный аэропорт О’хэр Чикаго в марте. Фото: Twitter

15 марта я прилетела на родину в США, чтобы забрать дочерей обратно в Шанхай. Резкий контраст между активной борьбой Китая с коронавирусной инфекцией и мнимым спокойствием в Америке вызывал тревогу. Я провела на территории США меньше 2 дней, но увидела достаточно, чтобы начать беспокоиться. Если бы я не напомнила в аэропорту, что приехала из Китая, не думаю, что кто-то измерил бы мне температуру до въезда в Штаты.

Пройдя паспортный контроль, я встала в очередь к работникам Центров по контролю и профилактике заболеваний США — федеральное агентство министерства здравоохранения. Там еще была большая группа мормонских миссионеров, они возвращались из Европы. Нам раздали флаеры о симптомах Covid-19, попросили оставаться дома и воздержаться от поездок в течение 14 дней.

В Вирджинии я не выходила на улицу, за исключением поездок за едой на вынос с мужем. Я была ошарашена тем, насколько многолюдно было в местных ресторанах.

19 марта мы с девочками прилетели в Китай. Наша встреча с противоэпидемическими службами в Поднебесной была совсем не такой, как в США. Наш самолет из Токио приземлился в Шанхае 11:45 утра, но мы 2 часа ждали, пока двое сотрудников иммиграционной службы не пригласили нас к выходу из самолета.

В это время все заполняли анкеты о здоровье. В них спрашивалось, была ли у нас ангина, насморк или лихорадка, принимали ли мы какие-либо лекарства, чтобы сбить температуру. Я колебалась, докладывать ли о заложенности носа, которая, я уверена, была вызвана аллергией.

Покинув самолет, мы встали в очередь, которая не двигалась еще два часа. Когда наконец подошел наш черед, мы оказались перед сотрудником в полной экипировке: белый защитный костюм, маска и очки. Он изучил наши анкеты. Я все-таки призналась, что у меня заложен нос, но подчеркнула, что это аллергическая реакция. Напрягшись, я задержала дыхание.

Он сделал выразительную паузу, но все-таки пропустил нас до следующего пункта — очереди к ксероксу, который обслуживали полицейские в защитных костюмах. Мы должны были сделать две копии наших медицинских анкет. Полицейские наклеили желтые стикеры на наши паспорта. Они означали, что мы должны сдать тест на коронавирус и провести обязательный двухнедельный карантин дома или в отеле.

люди соблюдают дистанцию в китайском аэропорту
Пассажиры в защитных масках соблюдают дистанцию в шанхайском международном аэропорту Пудун 18 марта. Фото: AFP

Следующим этапом был паспортный контроль, а затем мы выстояли еще одну очередь, чтобы измерить температуру тела. И, напоследок, нас опрашивали другие работники в защитных костюмах. Они должны были решить, входим ли мы в группу «повышенного риска». От этого зависело, отправят ли нас в больницу для сдачи анализов на Covid-19 или же можно сделать это у ответственных медиков по месту жительства.

К счастью, нас направили к тем, кто едет домой. Забрав багаж, мы выстроились в очередь на автобус до нашего микрорайона в Шанхае.

Пока стояли в очереди, мы должны были скачать специальное приложение для отслеживания здоровья и предоставить свои паспортные данные. Затем нам предложили два варианта проведения карантина: дома или в отеле. На выбор также дали отели двух категорий: в одном ночь стоила $30 с человека, а в другом вдвое больше.

Мы выбрали домашний карантин — он был доступен только в том случае, если его одобрят наш районный комитет и администрация жилого комплекса. Поскольку мы живем в здании, населенном иностранцами, мы были почти уверены, что руководство согласится. Чиновник забрал наши паспорта и сообщил, что они их вернут только после результата теста на коронавирус.

Сотрудник службы безопасности аэропорта провожает пассажиров до автобуса в Шанхай 19 марта. Фото: AFP

После 45-минутного ожидания нас попросили встать в очередь, в начале и конце которой стояли полицейские. Нас посадили на огромный туристический автобус. Мы покинули аэропорт в 18:30, то есть технически мы были в Шанхае уже 7 часов.

Девочки были удивительно терпеливы в течение всего процесса. Благо у 13-летней был телефон, на котором она смотрела видео из TikTok, а 10-летняя читала в полудреме на тележке для багажа.

Автобус около 8 вечера остановился перед большой спортплощадкой. Я посмотрела по картам, где мы находимся — это была спортивная средняя школа в районе Сюйхуэй. Работники в защитных костюмах в очередной раз замерили нам температуру, затем назначили нам идентификационные номера и привели в тренажерный зал, который был оцеплен и разделен на секции.

У нашего автобуса была табличка «Группа 1», поэтому нас привели в первую секцию. В передней части секции было дезинфицирующее средство для рук и телевизор с плоским экраном, по которому, как оказалось, транслировалось видео по запросу. Каждому из нас выдали раскладной стул. Мы ждали, когда позовут на сдачу анализов. Волонтеры в защитных костюмах раздавали новые одеяла, выпечку, импортное немецкое молоко, маски и воду. Забота об иностранцах меня впечатлила — они учли наши вкусовые предпочтения.

Через полчаса нас подозвал работник в защитном костюме и отвел в переулок за школой. Там за столом под навесом сидели две медсестры. Они взяли у нас мазки из ноздрей и горла. Я дважды проверила пробирку, чтобы удостовериться, что на ней было мое имя. Как только мы закончили, нас отвели обратно на наши места и попросили ожидать.

Я провела бессонную ночь на своем раскладном стуле. Я боялась, что оставаясь здоровой в течение двух месяцев в Китае, могла заразиться за 36 часов в США. Что, если девочки были бессимптомными носителями? Меня тогда разлучат с детьми? Да, все заразившиеся дети разлучаются с родителями и отправляются в детский госпиталь. И если я бы я заболела, то куда бы попали девочки?

Я наблюдала, как волонтеры дезинфицируют стулья людей, которых уже отпустили домой. Даже сейчас меня возмущает то, что в Америке не хватает тестов на пациентов с симптомами, в то время как китайцы вовсю тестируют бессимптомных иностранцев.

Никто так и не объявил результаты теста. Но в 2:30 утра нас отпустили, и мы сели в автобус. Еще больше анкет и документации ожидало нас перед домом, где нас встретили охранники комплекса и ответственный доктор. Конечно, при полной защитной экипировке.

Сотрудник службы безопасности в шанхайском аэропорту
Сотрудник службы безопасности в шанхайском аэропорту, 18 марта. Фото: AFP

Наконец, мы пообещали не выходить из квартиры, и нам вернули паспорта. В 4 часа утра, примерно через 16 часов после приземления, мы были дома. В 10 утра молодая женщина в защитном костюме постучала в дверь и измерила нам температуру. В 3 часа дня она вернулась и проделала то же самое.

Эта повторялось 2 недели, прежде чем нам разрешили выходить на улицу.

Через несколько дней по возвращении мы обнаружили, что власти установили датчик на нашей двери. Через неделю после начала карантина мы получили уведомление, что не должны открывать входную дверь больше пяти раз в день.

Поскольку мы были заперты в квартире, все продукты, туалетную бумагу и еду нам доставляли курьеры. В какие-то из дней мы не рассчитали с покупками и сделали больше 5 заказов, а значит нарушили предписание.

Сотрудник измеряет клиентам температуру на входе в магазин Apple
Сотрудник измеряет клиентам температуру на входе в магазин Apple. Шанхай, 20 апреля. Фото: Bloomberg

Возвращение в Китай было долгим, утомительным, безотрадным, но чрезвычайно упорядоченным и хорошо организованным. Все иностранцы, которые ждали с нами в длинных очередях в аэропорту и в центре тестирования, были вежливы и терпеливы. И мы поняли, почему китайцы это делают.

В день нашего прибытия у пяти человек был обнаружен коронавирус: китайская чета из Нью-Йорка, гражданин Франции, китайский студент из Франции и китайский студент из Швейцарии. 28 марта, через девять дней после нашего возвращения Китай закрыл границы для иностранцев, чтобы предотвратить завоз новых случаев заражения. Я так рада, что успела вытащить детей из США.

В течение двухнедельного карантинного периода в четырех стенах мы с семьей чудесным образом ладили намного лучше, чем сами того ожидали. Онлайн-занятия девочек и работа поглощали все наше время. Мы попрощались с нашим веселым волонтером, которая каждый день измеряла у нас температуру. Она поделилась, что это был последний день и для нее: затем она вернется на свою настоящую работу в стоматологическую клинику. Наш ответственный врач отправил наши документы о выходе из карантина через телефон.

Теперь мы можем снова ходить по улицам города. Однако мы настороженно относимся к возвращению в шанхайское общество. Хотя маникюрный салон, бутик женской одежды, бар разливного пива, филиал популярной сети чайных и необычный магазин хипстерских подарков не пережили эпидемический кризис, большинство предприятий в нашем микрорайоне открылись вновь, а рынки и метро переполнены. И все же толпы людей немного нервируют меня. Возможно, мы слишком привыкли держать социальную дистанцию.

Тем не менее, Шанхай практически вернулся к привычной жизни. Как и мы.