WSJ: присущ ли китайцам антисемитизм? Размышления одного еврея

Еврейский квартал в Кайфэне. Фото: European Pressphoto Agency

Еврейский квартал в Кайфэне. Фото: European Pressphoto Agency

Неожиданные результаты международного опроса, согласно которым около четверти населения планеты в той или иной степени разделяет антисемитские взгляды, заставили Боба Дэвиса, старшего редактора The Wall Steet Journal, после трех лет жизни в Пекине задуматься об отношении к евреям в китайском обществе, поскольку он сам является одним из нескольких тысяч евреев, проживающих в этой стране. 

Согласно рейтингу Антидиффамационной лиги (Американская правозащитная общественно-политическая организация, противостоящая антисемитизму и другим формам нетерпимости по отношению к евреям. — Прим. ЭКД), Китай считается государством с относительно низким уровнем антисемитизма. По данным опроса, около 20% китайцев согласились с негативными стереотипами о евреях. Стоит отметить, что число разделяющих такие взгляды китайцев оказалось значительно выше среди людей старшего возраста. 41% опрошенных полагают, что евреи относятся более лояльно к Израилю, чем к стране своего постоянного проживания. Треть опрошенных считают, что евреи обладают слишком большим влиянием в бизнесе и в финансовой системе, 15% респондентов убеждены, что евреи имеют слишком много власти в правительстве США, и 18 % полагают, что «они повинны в большинстве войн мира».

Некоторые данные этого опроса задели меня за живое. В начале моего пребывания здесь я написал статью о потомках древних еврейских торговцев из города Кайфэн в Центральном Китае, которые возрождают свои исторические корни и возобновляют соблюдение еврейских традиций. Один из них показал мне копию документа 1953 года, в котором ещё Мао Цзэдун и Дэн Сяопин выразили мнение о том, что евреи Кайфэна оказывают пагубное влияние на китайский народ. «Община кайфэнских евреев выдаёт секреты заграничным общинам и создаёт проблемы», – писали китайские лидеры. Подлинность этого документа мне позже подтвердили специалисты, занимающиеся исследованием жизни евреев в Китае. Это достаточно веское доказательство того, что евреи действительно более лояльны к Израилю, чем к Китаю.

В Кайфэне потомки евреев практикуют традиционные обряды незаметно, как правило, за закрытыми дверями. Иудаизм не входит в число пяти общепризнанных религий Китая (католицизм, протестантизм, даосизм, ислам и буддизм). Кайфэнские евреи отправили CD-диски со своими религиозными обрядами местным властям с целью показать, что они не представляют никакой угрозы. Они утверждают, что не чувствуют никакой явной дискриминации.

Больше всего я сталкиваюсь в Китае с любопытством по отношению к евреям и отсутствием барьера, который бы останавливал китайцев от высказывания политически некорректных комментариев. Когда я говорю кому-то, что я еврей, мне неизменно отвечают, что я должен быть умным и успешным в бизнесе. Безобидные, позитивные стереотипы, конечно же, могут трактоваться и в негативном свете, к примеру: умные = хитрые; успешные в бизнесе = господствуют в мировой финансовой системе.

Когда я писал другую статью о китайских студентах, я спросил одного молодого человека, что он думает о смене руководства в Китае. Он ответил, что ему всё равно, потому что у него не было права голоса и, в любом случае, миром управляют евреи, поэтому какое имеет значение, кого выберет Коммунистическая партия?

Перед тем, как я решился что-либо ответить, мой переводчик с китайского языка сказал этому молодому человеку, что я еврей по национальности. Я увидел выражение его лица в тот момент. Он побледнел, нервно взглянул на меня и, как мне объяснил переводчик, отказался от только что сказанных слов. Он не хотел выразить неуважение к евреям и отметил, что евреи обладают множеством хороших качеств и т. д. и т. п. Но когда он расслабился и увидел, что я не злюсь на него и хочу услышать его мнение, он вновь начал объяснять мне, что, по его убеждению, евреи управляют миром, и что он прочитал много литературы по этой проблеме. Чтобы я не сказал ему в ответ, ничто не смогло бы убедить его в обратном.

Я полагаю, что антисемитские настроения появляются в Китае от недостатка сведений о евреях и их традициях, полученных из первых рук. Большинство китайцев не утруждают себя поисками истины и не задаются вопросом об объективности мнений, которые они могут получить из телевизора или книг.

Но я также встречал в Китае и противоположное отношение – филосемитизм. Когда я выступал с речью для студентов-журналистов в Синьцзяне, один из них попросил поставить автограф в его книге об истории еврейского народа на английском языке. Я не сказал тогда, что я еврей; он не просил меня расписаться именно как еврея. Это просто была книга, которую он читал. Я спросил его, зачем ему эта книга. Он ответил, что она ему просто интересна.

Раввин в пекинском Доме Хабада (религиозном центре ультраортодоксальных евреев) сказал мне, что, когда он путешествует по Китаю, маленькие дети подходят к нему и говорят, что он похож на Санта-Клауса из-за его длинной бороды. Один молодой еврейский торговец, владелец лавки по продаже бейглов, сказал, что у него много китайских посетителей, которые хотели бы попробовать «еврейский хлеб». По словам одной китайской домработницы, исповедующей христианство, она научилась печь бейглы, потому что «это хлеб, который ел Христос». Да, она ошиблась, но доброжелательность ее намерений была несомненной.

Когда на Песах я приношу в офис мацу, чтобы угостить коллег и рассказать о её значении, они уплетают ее в один присест. Нашему водителю особенно нравится есть мацу со свининой.

Недавно я ходил прогуляться по одному району Шанхая, который когда-то считался еврейским и где нашли приют тысячи беженцев из гитлеровской Европы в годы Второй мировой войны. В музее, расположенном на месте прежней синагоги, было много китайских посетителей. Жизнь евреев, оказавшихся волею судеб в Китае, вызвала у них неподдельный интерес.

Автор: Боб Дэвис (Bob Davis) 

Оригинал публикации: Is China Anti-Semitic? One Jew’s Reflections

Перевод: Анастасия Михайлова

 

scroll to top