В начале июня распалась культовая шанхайская группа Pairs. Само по себе это грустное событие местной альтернативной сцены интересно лишь тем, кто любил их шумный fuzz-rock и сумасшедшие живые выступления. Однако завершение 5-летней истории дуэта «белого» австралийца Сяо Чжуна (小中) и китаянки F дает повод напомнить широкой аудитории о том, что путь «западного» человека в Шанхае может пролегать не только от Starbucks’а до spa-салона в глубине Французской Концессии. Далее читайте перевод прощального послания Сяо Чжуна, в котором он рассказывает о приключениях в качестве вокалиста и барабанщика Pairs, а также о том, как живет китайский музыкальный андеграунд.
Здесь удивительно много потрясающих, по-настоящему творческих людей. Здесь также есть жуткие персонажи, которых заботят только деньги и «лицо». Забейте на всякую шваль и стремитесь к тем, кто вдохновляет вас на лучшее.
Живые выступления всегда удаются, несмотря ни на что. Это какое-то дикое безумие, – независимо от уровня организации или того, во сколько привезли мои барабаны, концерты всякий раз проходят отлично. Иногда голова готова взорваться от нервного напряжения, но в конечном итоге все проходит как надо.
Нигде я не видел, чтобы столько групп отменяло выступления из-за работы. Местные боссы просто ненормальные. Они требуют, чтобы их подчиненные бросали все личные дела по первому требованию, даже в выходные. Иногда я думаю, что китайцам стоит подойти к начальнику и сказать: «Да пошел ты, директор, не до тебя сейчас». Постоянная работа и никаких концертов, – так и спятить недолго.
Местная публика не заботится о здоровье своих ушей. Людям здесь как будто нравится постконцертный звон в голове. Пользуйтесь берушами! Защищайте свои уши! Я считаю, нужно издать закон о том, чтобы на всех концертах в Китае выдавали бесплатные беруши.
На сборных концертах в перерывах между выступлениями групп звукач клуба ставит все, что ему в голову взбредет, и не важно, что происходит на сцене в данный вечер. Я был на нескольких метал-фестах, где в перерывах ставили Ван Фэй. А на фолк-концертах заводили какой-то эмо-поп-панк, в то время как очередной чувак с акустической гитарой поднимался на сцену. Мы сами играли на фестивале с китайской попсой 80-х в паузах… Может быть в этом что-то есть, но иногда хочется, чтобы организаторы создавали атмосферу или просто были адекватны.
Ходить всей командой в ресторан после выступления – чудесная традиция! Надеюсь, в Австралии люди тоже к этому придут.
На концерты в основном ходят девушки. Если намечается бесплатный гиг в MAOLivehouse, ждите толпу барышень. Если ты – одинокий парень, вечно жалующийся, что не можешь найти «ту самую», иди на концерт. По крайней мере, там собираются девушки, которым интересно что-то кроме разглядывания фотографий еды в WeChat.
Кто-нибудь может подсказать мне имена архитекторов, планировавших комнаты в гостиницах Motel 168? Я хочу спросить у них, о чем они думали, когда сделали окно из душа прямо в спальню?
В гостиничных номерах почти всегда есть телевизор, поэтому я быстро понял, что китайские тв-продюсеры нас всех считают идиотами. Постоянный шум в студии, даже когда герои разговаривают, все эти невозможные гудки и дурацкие мультяшные звуки создают впечатление, что ведущие просто не выносят тишины или боятся отпустить внимание зрителей даже на секунду.
Куда деваются дверные замки в туалетах? Даже в новых туалетах не хватает щеколд. Их кто-то ворует? Что они потом с ними делают? Даже в жилых домах иногда не бывает замков. Если вы знаете кого-то, кто любит скручивать защелки в туалетах, сообщите в полицию.
Шанхайские группы не любят выезжать из города. Не все, но большинство. Не знаю, в чем причина: в отсутствии денег, времени, должной организации или мотивации, или в том, что людям за пределами круга друзей и родственников плевать на них. Но факт есть факт – группы из Шанхая очень редко выступают за пределами города.
Всегда смущало, когда после выступления ко мне подходили люди и просили номер телефона, хотя звонить вовсе не собирались. Не знаю, то ли они коллекционируют номера, то ли просто хотят посмотреть, какой у тебя телефон, но все это немного странно.
Да, знаю, я тупой иностранец, и мне никогда-никогда, даже через сотню лет не понять, зачем переносить выходные из-за праздников. Мне плевать, что во вторник и среду я не работал, воскресенье – мой законный выходной в любом случае!
Создается впечатление, что музыканты и другие знаменитости здесь только и думают о том, как найти спонсора и поместить свое лицо на какой-нибудь товар. Порой кажется, что они готовы рекламировать все подряд. Джеки Чан «продает» носки, пельмени, машины, фотокамеры, зеленый чай, шампунь, компьютеры, Пепси… Сколько же денег нужно человеку в этой жизни?
Гастролируя по Китаю, я часто встречал людей, которые хотят попробовать что-то новое в жизни, но либо не знают, с чего начать, либо боятся что-то менять, либо делают попытку и тут же все забрасывают. Ребята, если вы хотите чего-то добиться, продолжайте пытаться! Не сводите свою жизнь к схеме «есть-спать-работать». На смертном одре никто не жалеет о том, что мало времени просидел в офисе.
Самая важна вещь, которую я усвоил – ничего не произойдет, если ничего не делать. Я приехал в Китай сам по себе, не зная ни языка, ни культуры. У меня не было здесь ни одного знакомого. Но выбор, который я сделал, позволил мне открыть нечто совершенно новое. Я возвращаюсь на родину с огромным багажом впечатлений и воспоминаний. Я объездил всю Азию, завел множество хороших друзей, встретил будущую жену. В общем, рискуйте!
Ознакомиться с творчеством Pairs можно на сайте Douban.
Перевод: Дария Остаева