В связи с ростом количества разводов в Китае, биография древнего мыслителя Конфуция снова становится предметом обсуждений.
Этому «громкому делу» уже больше 2500 тысяч лет, однако китайским интернет-пользователям оно кажется недавним и волнующим. Официальное издание ЦК КПК «Жэньминь жибао» назвало его «шумихой вокруг развода звезды Древнего Китая», а один из читателей аккаунта газеты в Weibo даже спросил, не слухи ли это. Эта буря в пиале для чая то и дело происходит из-за того удивительного факта, что Конфуций, знаменитый китайский философ, родившийся в 551 году до н.э., который в своем трактате «Лунь Юй» подчеркивал первостепенную важность семейного долга, был разведенным отцом-одиночкой.
О том, что Конфуций женился в 19 лет, о рождении его сына и о разводе с женой было известно тысячи лет назад. Однако эта история снова вызвала ажиотаж, когда 17 июня этого года Министерство гражданской администрации КНР объявило, что в 2013 году на развод подали 3,5 млн пар – это на 12% больше, чем в прошлом году. Министерство также отметило, что число разводящихся пар неуклонно растет уже на протяжении десяти лет. Меньше чем через месяц после появления этих данных по китайскому интернету вновь стало «гулять» написанное в апреле 2011 года эссе молодого историка Ли Цзинхэна из города Чэнду провинции Сычуань. Оно появилось на официальном форуме газеты «Жэньминь жибао» и в новостной ленте популярной мобильной платформы WeChat.
Сами факты были не новы, но эссе Ли, написанное больше для самого себя, чем для учебы, привлекло современных читателей. Один из них написал в своем Weibo-аккаунте, что эссе «живое и интересное, а образ мудреца описан так детально, что расстояние между святыми и смертными сокращается». Другой пользователь Weibo оставил загадочный, но трогательный отзыв: «Как человек, проживший жизнь как полный неудачник, я нашел немалое утешение в этой истории. Я так много лет думал, что подвел своих родителей».
Поскольку большинство деталей женитьбы и развода Конфуция история не сохранила, Ли, цепляясь за тонкие нити – «нить паутины и следы копыт лошади» (как гласит китайское устойчивое выражение) – описывает Конфуция как человека широких взглядов, гуманиста, который ставил человеколюбие выше формальностей. Ли пишет, что после развода, причины которого неизвестны, мудрец воспитывал своего сына Бо Юя в одиночку.
Сэм Крейн, специалист по древнекитайской философии в Колледже Уильямса в штате Массачусетс, США, и другие специалисты заявили, что Ли поспешил наклеить на произошедшее ярлык «развод», но свидетельства подтверждают, что Конфуций действительно долгое время не жил с женой. Много лет спустя после смерти Бо Юя, когда философу исполнилось 67 лет, Конфуций разрешил своей невестке вновь выйти замуж. Брак внука Конфуция, Цзы Сы, тоже закончился разводом, пишет Ли. Тем самым, в трех поколениях семьи философа браки не соответствовали общественным нормам того времени.
В какой-то степени это является радикальным переосмыслением образа Конфуция и его семьи. Оно, разумеется, расходится с привычным образом облаченного в длинные одеяния непогрешимого философа, который заложил фундамент патриархального строя, до сих пор превалирующего в современном китайском обществе. Ли утверждает, что люди той эпохи, в которую жил Конфуций, были более терпимыми, чем мы думаем, и что некоторые путают идеи Конфуция с идеями консервативных приверженцев неоконфуцианства, которые возвели заветы Конфуция в апогей. Он пишет, что Конфуций был человеколюбивым, и ему не были присущи «лицемерные нормы морали, которые проповедовали философы эпох Сун и Мин». Он отмечает, что в Древнем Китае новобрачные могли разойтись в первые три месяца после свадьбы, если их отношения не складывались. Во времена Конфуция ученые мужи придерживались более гедонистических взглядов, пишет Ли, и не скрывали своих пристрастий к еде, возлияниям и плотским утехам: «Страсть между мужчиной и женщиной считалась естественной». Ли также утверждает (впрочем, не слишком убедительно), что Конфуций выказывал некие феминистские взгляды в каноне «Ли цзи», где он писал, что мужчине следует ложиться со своими женами, даже старшего возраста, каждые пять дней, пока женщина не достигнет 50-летия. Это свидетельствует о том, что Конфуций полагал, что сексуальные потребности зрелых женщин «должны быть удовлетворены», поясняет Ли. Эта информация, заключает он, помогает понять причины развода Конфуция и почему он разрешил своей невестке вновь выйти замуж.
Эта история приобрела популярность не только из-за стремительного увеличивающегося количества разводов, но и потому, что общество все больше устает и разочаровывается в устаревших моральных принципах, которые продвигает правящая Коммунистическая партия. Антикоррупционная кампания, запущенная в конце 2012 года, коснулась не только взяточников, но и прелюбодеев. Шестеро чиновников были исключены из партии этим летом за супружескую измену, сообщает государственное издание China Daily. 6 августа Шэнь Пэйпин, бывший заместитель губернатора провинции Юньнань на юге страны, вылетел из партийных рядов за такой проступок. Но эти кампании во имя нравственности наглядно демонстрируют уровень диктуемого государством ханжества, которое поражает многих своей абсурдностью. В подобном социальном контексте тот факт, что даже Конфуций, которого в Китае глубоко уважают и чтят – школьники учат его тексты наизусть, а лидер страны Си Цзиньпин рекомендует его для прочтения всем сотрудникам государственных органов, – не смог сохранить свой брак, скорее всего, ободрит многих.
Крейн сказал изданию Foreign Policy, что эссе Ли отражает его беспокойство ощутимым упадком этики и морали в современном Китае. «Растущий коэффициент разводимости может быть расценен как нравственное падение», говорит он. Однако, по его словам, Ли утверждает, что «нынешнее положение вещей не стало хуже» и «возможно, с точки зрения древних философов, современные дети ведут себя вполне нормально». Крейн предупреждает, что не все ученые примут такую интерпретацию образа и мышления Конфуция. «Я полагаю, что люди, считающие себя конфуцианцами с большой буквы «К», в ответ на такое только хмыкают».
Ли – не первый, кто обращается к личной жизни Конфуция и сопоставляет ее с реалиями современности. В 1930-х годах писатель Линь Юйтан прочитал в Шанхае лекцию под названием «Конфуций, каким его знаю я», в которой упоминалось о расставании мудреца с женой. Линь рассуждает, что, вероятно, причиной этому послужили «аппетиты» Конфуция, обрекшие его брак на провал. «Он вел эпикурейский образ жизни: он обожал не только музыку, редкости, предметы старины, но и не отказывал себе в удовольствии поесть и выпить», говорит Линь, добавляя, что, вероятно, именно «чрезмерная любовь Конфуция к еде спровоцировала развод» (стоит отметить, что супруга самого Линя – автор кулинарной книги).
Сегодня китайцы продолжают переосмысливать образ Конфуция. Стивен Энгл, руководитель Центра изучения Восточной Азии Уэслианского университета в штате Коннектикут, США, сказал Foreign Policy, что конфуцианство близко многим китайцам, но они сомневаются, какой его ветви придерживаться: «старомодного и строгого» неокофуцианства или оригинального учения, которое на самом деле было более «мягким и прогрессивным». С точки зрения Энгла, по сути эссе Ли интересно не тем, что автор копается в грязном белье философа, но попыткой обрисовать общественный строй Древнего Китая, когда «взгляды людей на отношения между мужчинами и женщинами были более гибкими». Такая интерпретация, говорит Энгл, гораздо лучше подходит Китаю XXI-го века.
Алекса Олесен (Alexa Olesen)
Оригинал публикации: Meet China’s Most Famous Single Dad
Перевод: Наталья Александрова