Повторное введение классической литературы в систему образования Китая является частью образовательной реформы председателя КНР Си Цзиньпина. Правительство рассматривает возможность возродить элементы традиционной культуры, особенно конфуцианства, как новый источник политической легитимности.
Основоположник конфуцианства — китайский мыслитель Кун Фу-цзы (孔夫子) (551-479 до н.э.). или Конфуций. Правила семейной этики Конфуций перенес на государство: он говорил, что государство — это большая семья, а семья — это малое государство. Одна из важных основ социального порядка это повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо или сыновней почтительности. Нормы этого учения способствовали расцвету в Китае культа семьи.
Выбор образовательного учреждения для ребенка, одно из важных решений, которые принимают современные родители. Когда Ван Чаоюнь начала искать детский сад для дочери, у нее был выбор из четырех садиков, три из них были частными и один государственный. После посещения всех учреждений, она выбрала самый маленький и простой частный детский сад. Он расположен на окраине города Ухань провинции Хубэй. Причиной ее выбора стало наличие уроков по традиционной китайской культуре, в том числе изучение классических текстов, которые были запрещены после образования КНР. Сейчас многие китайские родители, как и Ван, делают выбор в пользу занятий традиционной культурой.
«Люди нашего поколения не изучали этого. Я хочу, чтобы следующее поколение знало, и надеюсь сама узнать об этом больше», — сказала Ван.
Теперь она пытается изучить классические тексты в течение дня, для того чтобы помочь дочке прочесть их вечером.
На занятиях в таких детских садах дети изучают Ди Цзы Гуй (弟子规). Это произведение 17-го века, основанное на конфуцианском учении, в котором описаны стандарты того, как быть хорошим учеником и ребенком. Ди Цзы Гун также учит, что дети должны уважать и слушаться своих родителей и старших братьев и сестер, выглядеть опрятно, быть честными и посвятить себя учебе.
Для Ван Чаоюнь этот акцент на сыновней почтительности особенно привлекателен. Как и многие китайские родители, она много работает и обращается за помощью к бабушке.
«Моя дочь раньше была груба с бабушкой и обижала своего младшего брата, пока не пошла в детский сад два года назад. С тех пор ее поведение улучшилось», — говорит Ван Чаоюнь.
Обучение в этом детском саде основано на методике Ван Цзай-гуя (Wang Tsai-Kuei), педагога из Тайваня, который является ведущей фигурой в возрождении традиционной культуры в образовании за последнее десятилетие.
Он считает, что когда дети читают и запоминают китайскую классику в детском саду, это помогает привить им традиционные китайские ценности и улучшить учебные способности, даже если сейчас они еще не понимают смысла текстов.
Методика Ван Цзай-гуя очень популярна на материке. Его книги и диски доступны в продаже в магазинах. Его методы или подобные им также приняты во многих частных детских садах. По официальным данным, за 2014 год около двух третей (210 тыс) детских садов в Китае преподают традиционную китайскую культуру .
«Это школы нашего будущего, наших следующих поколений. Традиционное образование обращено на развитие личности, а не только на чтение и письмо», — сказала Хэ Юньфэн, глава местного отделения Всекитайской федерации женщин при поддержке правительства КНР.
Официальная политика в отношении образования резко изменилась после призыва Си Цзиньпина к возрождению традиционной культуры в школах. Если китайские власти первое время неофициально поддерживали практику ведения традиционной китайской культуры, то в настоящее время активно поощряют и внедряют ее в государственных детских садах, а также во всех школах Китая.
Подготовила Ольга Селиверстова
Также читайте на ЭКД: «Конфуций говорит, Си делает»: The Economist об отношениях конфуцианства и китайского правительства