Официально в Китае насчитывается 56 национальностей, но так как титульный этнос — хань — составляет 92% населения, остальные этносы называют национальными меньшинствами. Авторы издания The Economist считают, что в Китае могут быть сотни неофициальных национальных меньшинств.
«56 звезд, 56 цветов. Братья и сестры 56 народностей — одна семья», — поется в одной популярной китайской песне 1990-х. Чжан Ган вспоминает: когда он впервые услышал патриотическую песенку, он был сбит с толку. «Разве я не часть семьи?» — спрашивал он себя. Китайские власти утверждают, что на территории страны проживает 56 этносов. Самый многочисленный из них — хань — составляет 92% населения. 57-летний Чжан, бывший военный, не относит себя ни к одной из национальностей. Но его гражданство и происхождение несомненно указывают на то, что он китаец.
Чжан живет в провинции Гуйчжоу в уезде Чжицзинь (мы не раскрываем настоящее имя героя и не называем город). Судя по гостиной его квартиры видно, что культурные обычаи Чжана отличаются от культуры ханьцев. У одной стены в его доме стоит жертвенник божеству Усянь (五显). Подношение представляет собой зерна в фарфоровой чашке с серебряными и золотыми монетами. Люди, которые поклоняются Усяню, называют себя «чуаньцин» (穿青 досл. одетые в черное), так как это цвет их национальных костюмов. Чуаньцины проживают в горных деревнях Чжицзиня, их насчитывается 700 тыс. человек. Но официально они не зарегистрированы как национальное меньшинство.
Китайский подход к вопросу национальных меньшинств был вдохновлен Советским Союзом. Как и СССР, Мао Цзэдун хотел показать, что Китай — это одна счастливая семья из разных народов. После прихода к власти в 1949 году Мао Цзэдун обещал автономию и представительство во Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП) территориям, где преобладают нацменьшинства. Для этого нужно было решить, какие этносы включить в этот список. Перепись населения 1950-х годов выявила 400 этносов, потому что опрашиваемые могли описывать их национальную идентичность так, как хотели. Правительство испугалось, что из-за такого большого количества нацменьшинств ВСНП не сможет отразить все этническое разнообразие Китая. Тогда понадобилось бы больше мест, чем запланированные 1200, считает Том Маллэни, профессор истории Китая из Стэнфордского университета.
Исследователям пришлось отнестись к вопросу более серьезно. Они выяснили, что чуаньцин является подгруппой титульного этноса хань. Чуаньцины мигрировали в Гуйчжоу несколько веков назад, поэтому их не включили в список нацменьшинств. Следуя строгому методу отбора, власти установили 38 народов. К 1979 году это число увеличилось до 56. Активная пропаганда этнической гармонии крепко вбила число 56 в головы людей. Мало кто задумывался, откуда оно взялось, и все ли этносы были учтены.
Народность чуаньцин не могла обойти этот вопрос стороной. Среди неравнодушных также оказались кайфэнские евреи. Они живут в провинции Хэнань, их число насчитывает несколько сотен человек. Кайфэнские евреи убеждены, что происходят от потомков евреев, которые обосновались в Китае сотни лет назад. Удивительно, что многие относят эту группу к национальности хуэй. Хуэй — третий по численности этнос Китая, его представители в основном мусульмане.
Мосо (摩梭族) — еще одна непризнанная национальность. Это матриархальная община, состоящая из 40 тыс. человек. Большинство из них живут в провинции Юньнань, которая граничит с Гуйчжоу. Китайские власти относят мосо к этносу наси (纳西族), который включен в 56 официально признанных народов Китая.
В начале 1980-х представители чуаньцин провели собственное исследование, собрали сведения о характерных особенностях своего народа и отправили правительству на рассмотрение. Они надеялись на официальное признание своего этноса, но их попытки остались незамеченными. Власти Гуйчжоу беспокоятся, как бы чуаньцины не объявили о своих требованиях на всю страну. В угоду нацменьшинству местные власти пошли на уступки. Чуаньцинам разрешили указывать национальность на ID-картах государственного образца. Также чуаньцины теперь располагают привилегиями при поступлении в университеты Гуйчжоу, в то время как льготы официально признанных нацменьшинств распространяются на университеты всей страны.
В последние годы власти стали осторожнее относиться к попыткам чуаньцинов закрепить свою идентичность. Их заставляют изменить самоназвание и отнести себя к одному из 56 установленных этносов. Но в уезде Чжицзинь четверть населения считаются чуаньцинами, и только половина из них готова сменить национальность.
Совсем не много людей в Чжицзине говорят на чуаньцинском диалекте. Традиционные глинобитные дома уже большая редкость, а церемониальные одежды встречаются еще реже. Один из чуаньцинов, чиновник в отставке, все же надеется, что его народ будет признан 57-м нацменьшинством. Даже если этого не произойдет, для него они навсегда останутся самобытной общиной: «Этносы складываются естественным путем. Им не нужно признание от какого-либо режима власти».
Подготовила Елизавета Петрова