Фото: dexTV
Сериал «Покорение дворца Яньси» (延禧攻略) стал одним из самых успешных телепроектов Китая. Эта историческая дорама о жизни китайского общества периода империи Цин вышла в 2018 году и была признана самым популярным телешоу в мире. В январе 2019 года Beijing Daily раскритиковала «Покорение дворца Яньси» за аморальность, и сериал пропал с телеэкранов, сообщает BBC.
В центре сюжета любимая наложница императора Цяньлуна Вэй Инло. Она появилась в Запретном городе в качестве служанки на шестой год правления Цяньлуна, чтобы узнать правду о гибели старшей сестры и отомстить за нее. Мудрая императрица Фуча берет девушку под опеку и уговаривает отказаться от мести. Перед смертью Фуча просит Вэй Инло позаботиться об императоре. На протяжении 70 серий Вэй Инло проходит непростой путь от неграмотной служанки до титула Благородной супруги Лин.
В январе 2019 года в Beijing Daily появилась статья, критикующая исторические дорамы как жанр. Отдельное внимание автор уделил «Покорению дворца Яньси». В качестве доказательства негативного влияния на китайское общество указывались пропаганда роскоши и гедонизма, восхваление императоров и принижение героев современности. Критике также подверглись дорамы «Внутренний дворец: Легенда о Жуи», «Алые сердца: Коре» и «Легенда о Ми Юэ».
«Вместо истинно социалистических ценностей Пекин увидел в «Покорении дворца Яньси» пропаганду потребительства и коммерциализации. Это уже не первый подобный запрет. Цензура безусловно усиливается», — считает специалист по Китаю, профессор Университета Южной Калифорнии Стэнли Розен.
Вскоре после публикации «Покорение дворца Яньси» и «Внутренний дворец: Легенда о Жуи» исчезли с телеэкранов. Теперь их можно увидеть только на китайской видеоплатформе iQiyi.
Фото: IQIYI
Одной из причин запрета могла стать быть широкая известность за рубежом. Пекин пытается создать образ исключительно гармоничного и мирного государства. Картины, в которых показан другой Китай, правительство не устраивают. Тем более, когда речь идет о картинах, транслируемых за рубеж.
«Возможно, дело в том, что проект стал слишком популярным за пределами Китая. Успех за рубежом и тотальный контроль несовместимы», — говорит Стэнли Розен.
«Покорение дворца Яньси» явно противоречит идеи о мирном прошлом Китая», — добавляет он.
Как правило, достаточно одного негативного отзыва со стороны власти, чтобы в СМИ раскритиковали фильм. После этого он пропадает с телеэкранов. Это может привести к отказу продюсеров от сложных исторических проектов.
Китай четко придерживается своей позиции, когда речь идет о мягкой силе. Пример тому — китайские фильмы, номинированные на «Оскар». Стэнли Розен уверен, что за последние годы в Китае множество достойных фильмов, но ни один из них не был направлен Пекином на конкурс. В то же время высокую оценку за рубежом получили картины «Ангелы носят белое» 2017 года о растлении малолетних и «Умираю как хочу жить» 2018 года об онкобольном мужчине. Однако образ Китая в этих картинах противоречит представлениям Пекина.
«Если бы власти КНР позволяли своим режиссерам немного больше, результаты от использования мягкой силы были бы гораздо выше. Но они боятся, что ослабив цензуру один раз, потеряют контроль навсегда», — объясняет Стенли Розен.
Подготовила Маргарита Тамаева