В Китае можно встретить местных жителей у небольших самодельных костров. А некоторые просто жгут стопки бумаги прямо на тротуаре. У иностранцев, незнакомых с китайскими традициями, подобное шаманство часто вызывает вопросы и недоумение, хотя многим известно, что это связано с ритуальными обрядами. ЭКД и The Beijinger разбираются, зачем и почему китайцы сжигают бумагу.
Ритуальные жертвоприношения во время похорон известны во всем мире. Часто в могилу с покойным отправлялись многие его вещи, а то и приближенные люди. Но в Китае уже давно пришли к выводу, что вместо реальных вещей духов вполне устроит имитация.
Традиция ритуального сжигания муляжей называется 烧纸 (shāozhǐ), что так и переводится — сжигать бумагу. Она наиболее популярна в День поминовения усопших или Цинмин (清明节 Qīngmíng jié), но китайцы также прибегают к ней во время годин или семейных праздников.
Помимо известного лунного календаря, в Китае также используется солнечный (сельскохозяйственный) календарь, разделяющий год на 24 цикла. По этому календарю рассчитываются сроки сельскохозяйственных работ и даты праздников. Цинмин отмечается в первый день 5-го солнечного периода.
Ритуальные деньги (金纸 jīnzhǐ) называют также «деньги загробного банка» или «бумага из преисподней». Название «преисподняя» не носит негативной окраски, речь просто идет о мире, в котором обитают умершие и духи. Помимо денег в жертву огню приносятся также бумажные макеты многих других вещей, от часов и мобильных телефонов до машин и домов. Считается, что загробный мир является отражением нашего, и все эти вещи пригодятся умершим родственникам на том свете. В том числе и для подкупа местных духов, которые исполняют роль чиновников.
Чтобы отделить мир живых от мира мертвых, родственники усопших рисуют на земле мелом круг и сжигают жертвоприношения внутри него. Во время ритуала они также приговаривают: «используй эти деньги с умом», «купи себе что-нибудь хорошее» и другие подобные фразы.
Точное происхождение ритуала неизвестно, но он до сих пор остается важной традицией. Китайский менталитет предусматривает большое почтение к умершим. Это видно хотя бы по пышности похоронных процессий. Раньше на похоронах присутствовал специальный человек, который разбрасывал клочки бумаги с нарисованными на них золотыми или серебряными слитками. Помимо «денег» на могиле сжигались бумажные изображения всякого хозяйственного скарба, а иногда и муляжи слуг. Считалось, что все это переместится в загробный мир вместе с усопшим и там найдет свое применение.
После прихода к власти в 1949 году китайское коммунистическое правительство пыталось бороться с этим праздником как с пережитком прошлого, однако неофициально люди продолжали его отмечать. В 2008 году Цинмин снова стал государственным праздником. В 2019 году Народный банк Китая запретил сжигание ритуальных денег в этот день, хотя запрет вряд ли остановит китайцев от следования традиции, которой уже более 2,5 тыс. лет.
Стоит ли говорить, что широкое распространение практики сожжения «банкнот преисподней» всячески поощряется теми, кто делает на ритуальных деньгах деньги вполне реальные. Уже в древности существовали специальные магазины, где продавали не только ритуальные деньги, но и траурные одежды, жертвенные бумажные изображения животных, домов, повозок и паланкинов. Сегодня «деньги мертвых» вместе с другими подарками для усопших можно купить в обычных магазинах. Пачка в 30-70 банкнот независимо от номинала обходится примерно в доллар США. Годовой оборот же данной индустрии в Китае оценивается в $600-800 млн.
Легенда о верном слуге
В древнем Китае почитание умерших предков было важнейшим обрядом. На него не жалели ни средств, ни времени, и проводился он регулярно, в некоторых населенных пунктах едва ли не каждые две недели. И это не считая других праздников и фестивалей. В 732 году император династии Тан по имени Сюаньцзун решил положить конец этой расточительности и установил единый для всей страны День поминовения усопших — праздник Цинмин — когда людям было позволено посещать могилы предков. Этот праздник неразрывно связан с другим, гораздо более древним «Днем холодной пищи», и ранее они отмечались вместе.
День холодной пищи Ханьши (寒食节 hánshí jié) является историческим предшественником Цинмина. Если День поминовения усопших отмечается на 106-й день после зимнего солнцестояния, то Ханьши отмечался на 105-й. С его возникновением связана красивая легенда.
По преданию, в VI веке один из наследников династии Цзинь оказался отлучен от престола и изгнан из страны вместе со свитой. После долгих скитаний у них не осталось никакой еды, а сам наследник тяжело заболел. Тогда его оруженосец по имени Цзе Цзытуй не дрогнувшей рукой отрезал кусок плоти со своего бедра, чтобы накормить хозяина.
Наследник не только поправился, но и вернулся в страну, где вскоре стал императором. После прихода к власти он поблагодарил многих поданных, не покинувших его в трудную минуту, но забыл про своего верного оруженосца. Оскорбленный Цзе решил забрать мать и уйти с ней в лес — подальше от двора. Спустя некоторое время правитель вспомнил о поступке преданного слуги и позвал его обратно на службу, но тот из гордости наотрез отказался. Тогда император приказал поджечь лес, чтобы выкурить бывшего оруженосца. Но Цзе предпочел сгореть заживо, нежели вернуться к человеку, который не помнит добра. Впечатленный подобным поступком правитель приказал потушить лес, а в память о Цзе повелел в этот день по всей стране не зажигать огня в очагах. Из-за невозможности разогревать еду с тех пор этот день стал также называться «Днем холодной пищи».
Однако есть и более прагматичная версия. Многие ученые полагают, что этот день корнями уходит в традицию полу-кочевых племен выжигать леса под новые посадки. Традиционно это происходило в первые дни весны, когда люди праздновали завершение зимы и готовились к грядущим посевным работам. Такой праздник назывался «День обновления огня».
Легенда о происхождении традиции сжигания ритуальных денег
Неудивительно, что традиция сжигания денег возникла именно в Китае. В конце концов в этой стране уже в VIII веке при династии Тан было введено использование банкнот. Однако сама традиция ритуального сожжения предметов еще более древняя и, вероятно, своими корнями уходит в шаманские практики и культ предков, почитаемый в Азии уже многие тысячелетия.
Традиция сжигать деньги имеет свое предание. Однажды у бедного юноши по имени Синь Сяотан умерла мать. Синь не мог купить гроб и провести для нее надлежащий обряд похорон. Так что он решил просто оставить тело внутри дома. Когда его спрашивали, почему он не хоронит мать, Синь отвечал, что они так долго прожили вместе, что теперь он просто не в состоянии разлучиться с ней.
Со временем мрачная практика хранения дома трупов умерших членов семьи широко распространилась. Считалось, что чем дольше ты продержишь тело умершего в своем доме, тем больше очков «сыновней почтительности» (孝 xiào) ты заработаешь.
Как-то раз у одного из чиновников умерла мать. Но он не хотел, чтобы запах разлагающегося тела распространялся по его жилищу. Поэтому он отнес тело матери в расположенный рядом храм даосских монахов. Довольно быстро смрад от трупа стал невыносим, и приглядывающий за телом монах решил разжечь палочки и бумагу в надежде перебить этот запах.
На следующий день чиновник пришел проведать мать. Он спросил, зачем в ее комнате жгут бумагу. Монах подозревал, что честный ответ чиновнику не понравится, и решил соврать. Он сказал, что подобным образом он приносит жертву духу умершей женщины. Также он добавил, что сожженные в этом мире деньги могут быть использованы духами на том свете. Чиновник поверил, и этот ритуал вскоре тоже стал традицией.
Современные ритуальные деньги
Изготовители денежных муляжей внимательно следят за изменениями настоящих банкнот. Когда на на них меняются изображения или появляются новые защитные элементы, то это тут же отражается на внешнем виде «денег мертвых».
Особенности современного мира активно отражаются на заупокойном ритуале. Так, например, в качестве предмета ритуального сожжения уже давно появились муляжи кредитных карт.
Изображения на ритуальных деньгах самые разнообразные. Они могут как копировать оригинальные банкноты крупных стран, например КНР или США, так и дополняться оригинальными изображениями. Часто на лицевой стороне нарисован Нефритовый император 玉帝 yùdi — верховное божество даосского пантеона, почитаемого и в других китайских традициях.
Китайцы решили, что современные знаменитости также имеют влияние в загробном мире. Это исходит из традиционных верований, что великие люди обретают после смерти божественный статус. На современных «деньгах» можно увидеть изображения Джона Кеннеди, Линдона Джонсона, Франклина Рузвельта, и других президентов США. Встречаются Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Николай II. На некоторых бумагах изображаются звезды кинематографа, например, Мэрилин Монро.
Оборотная сторона обычно оформлена скромнее. Чаще всего там изображается дворец правителя загробного мира. В редких случаях: дворец Далай-ламы в Лхасе (Тибетский автономный район КНР). А иногда даже американский Капитолий. Часто там нарисованы животные: львы, тигры или драконы.
Так как реальная стоимость этих денег от изображаемого не меняется, практичные китайцы стали часто указывать на них несуществующие номиналы вплоть до миллиардов.
Бумага, на которой печатаются ритуальные деньги, обычно довольно тонка — ведь они должны быстро сгорать. Впрочем, есть купюры и на дорогой лощеной бумаге, а также на картоне.
Чистый свет
Несмотря на некоторую мрачность, в Китае Цинмин считается важным и нужным праздником. На него принято собираться семьями и совместно оказывать дань почтения усопшим. В Цинмин люди готовят целый ряд традиционных блюд и лакомств. На фоне серьезности происходящего немного неожиданной выглядит традиционная забава в этот день — запуск воздушных змеев. Частично это является традицией, частично это связано с погодными условиями — на севере Китая в начале апреля обычно дует сильный ветер.
Так или иначе, этот день не принято считать грустным. Не зря дословно 清明节 переводится как «Праздник чистого света».
Подготовил Константин Смирнов