В китайской культуре всего в изобилии. В том числе духов, демонов, упырей и прочей чертовщины. Еще во времена древнего Китая люди составляли целые трактаты, описывающие мистических существ и места их обитания. Сегодня в местном фольклоре насчитывается порядка 1520 представителей потустороннего мира. ЭКД и RadII собрали для вас некоторых из них.
Хуапигуй (画皮鬼 Huà Pí Guǐ)
Дословно переводится как «дух с разрисованной кожей». Обычно они изображаются как гуманоиды с зеленой шкурой и полной острых зубов пастью. Ночами они пожирают людей, а днем маскируются, облачаясь в кожу своих жертв: чаще всего стараются выдать себя за прелестную девушку. Считается, что такими духами становятся женщины, кем-то или чем-то жестоко обиженные при жизни. Эта обида столь сильна, что не позволяет духу покинуть мир, а заставляет оставаться в теле, даже когда от него остались одни кости. Поэтому они и ищут «одежду» в виде тел своих жертв, чтобы обрести новую оболочку.
Образ хуапигуя нашел свое отражение в книге «Описание чудесного из кабинета Ляо» (聊斋志异 Liáozhāi zhìyì) авторства Пу Сунлина. Книга получила множество теле- и киноадаптаций и широко любима во всем Китае.
Фэй (蜚 Fēi)
Несущий чуму монстр с телом быка и змеиным хвостом, на лбу у которого сверкает третий глаз. Обитает на горе Тайшань (泰山 Tài shān), одной из пяти священных гор даосизма. Он упоминается в древнем трактате «Каталог гор и морей» (山海经 shān hǎi jīng), описывающем реальную и мифическую географию Китая, а также населяющих ее существ. Там, куда приходит Фэй, реки и болота мелеют, трава и деревья высыхают, а повсюду распространяется чума.
Даолаогуй (刀劳鬼 Dāo Láo Guǐ)
Злой даолаогуй тоже живет в горах. Когда бушует ветер и гроза, он приветствует ее своим ревом. Во встречных он метает отравленные дротики. Яд духов мужского пола убивает мгновенно, а яд дротиков, брошенных его женской ипостасью, заставляет все тело опухать и умирать в мучениях. Если сразу же не прибегнуть к особому лечению, пораженный дротиком умрет в течение суток. Данный злой дух упомянут в «Записках о поисках духов» (搜神記 Sōu shén jì). Сейчас его нередко можно увидеть в различных азиатских видеоиграх.
Цзянши (僵尸 Jiāng shī)
Один из самых популярных представителей китайской нечисти, цзянши́ похожи на западных зомби. Цзянши по-китайски значит «окоченевший труп». Считается, что тела цзянши настолько одеревенели, что они не могут сгибать свои конечности, а потому должны передвигаться прыжками с вытянутыми для равновесия руками.
Обычно они изображаются одетыми в официальное облачение чиновника династии Цин (1644—1911 гг.). Вероятно, это из-за негативного отношения к династии среди простого населения, которые видели в цинских чиновниках «бездушных упырей». На лбу у цзянши обычно приклеен бумажный амулет с опечатывающим заклятием.
Предполагаемым источником историй о цзянши стал народный обычай «переводить труп через тысячу ли» (千里行尸 qiān lǐ xíng shī). Если человек умирал далеко от дома, частой проблемой становилось возвращение его тела домой, так как у многих семей попросту не было денег, чтобы оплатить перевозку. Такие семьи вызывали даосского священника, чтобы тот провел обряд по оживлению покойного, после чего тот сам «допрыгает до дома».
Существует и более практичная версия возникновения образа прыгающего покойника. Она называется 湘西赶尸 (Xiāngxī gǎn shī), что буквально переводится как «везти трупы в Сянси» — в честь места, где эта традиция была наиболее популярна. Тела вешали на бамбуковые шесты, а два человека шли спереди и сзади, неся на своих плечах концы шестов.
Когда бамбуковые шесты изгибались вверх и вниз, издалека это выглядело, словно тела синхронно подпрыгивают. Перевозили тела только ночью. Процессия обязательно звенела в колокольчики, чтобы уведомить всех о своем присутствии, так как увидеть цзянши считалось плохим предзнаменованием.
Из-за влияния западной культуры к повадкам «прыгающего трупа» добавилась тяга к человеческой крови, теперь ему приписывают вампирские повадки. Хотя изначально считалось, что он питается лишь энергией ци живого человека.
Хушэнь (虎神 Hǔ Shén)
Не все мистические существа враждебны. Один из таких — тигриный бог Хушэнь. Нередко он предстает перед людьми в человеческом теле, но с головой тигра. К нам он дружелюбен и даже испытывает любопытство. Любит подкрадываться сзади, стучать по спине, а потом затевать продолжительную беседу.
Если вы потерялись в лесу, встретить Хушэня будет большой удачей, так как он не прочь вывести заблудившихся на верную дорогу. Несмотря на дружелюбие, он является грозным созданием и способен командовать обычными тиграми.
Маогуй (猫鬼 māo guǐ)
Дух кошки. Во времена династии Суй (581 — 619) популярным был ритуал принесения кошки в жертву, чтобы ее неупокоенный дух убил выбранного заклинателем человека. Подобный ритуал был частью магии гуду (蛊毒 gǔ dú), чем-то напоминающую более известную западному человеку магию вуду.
Считается, что после проведения ритуала у жертвы сначала начинало болеть сердце, как будто в него колют иголками. Потом дух пожирал внутренние органы, пока жертва не умрет, отхаркиваясь собственной кровью.
В те годы ритуал был настолько распространен, что было убито бесчисленное количество кошек. В конце концов магию гуду пришлось официально запретить императорским указом, а верующих в ее силу людей сослали на окраины империи.
Дяосюэгуй (吊靴鬼 diào xuē guǐ)
Дяосюэгуй — это «висящий на сапогах дух». Больше всего он любит ходить по ночным улицам за одинокими прохожими и проказничать. Так что если прогуливаясь по темным аллеям поздно ночью, вы услышите странные звуки, а шеей ощутите чье-то дыхание, возможно, вас преследует дяосяогуй. Но даже резко обернувшись, вы не сможете его увидеть. Вероятно из-за подобного умения подкрадываться, на кантонском диалекте термин 吊靴鬼 также значит «следопыт» или «ловец».
Подготовил Константин Смирнов