Современный образ идеального китайского мужчины формируют Коммунистическая партия и массовая культура. Китайцы одновременно восхищаются и сильными мужчинами-солдатами, и нежными юношами из известных поп-групп. Как в Китае уживаются такие разные представления о мужчинах, рассуждает Стивен Цзян в статье для CNN.
Художник Маск Мин (псевдоним) изображает китайских мужчин в вызывающих позах. Нарисованные чернилами утонченные лица тоскливо смотрят с бумаги, на стройных телах только зеленые шапки с красными звездами. У кого-то из них бело-синие фуражки с лентами, другие одеты в пальто оливкового цвета с коричневым воротником из искусственного меха. И хотя на мужчинах не так много одежды, элементы снаряжения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) сложно с чем-либо спутать.
«Я рисую то, что мне интересно и что я пережил на личном опыте», — говорит 40-летний художник нетрадиционной сексуальной ориентации.
Мин родился и вырос в Китае, но с 2005 года проживает в Берлине. Смелая тема гомоэротизма среди солдат НОАК в его творчестве возникла закономерно. Мин вырос на военной базе и до переезда в Германию учился в китайской морской академии. «Солдаты, которых я видел, были идеальными мужчинами: молодыми, невинными и… прекрасными».
Вряд ли строго цензурируемые китайские госмедиа стали бы подобным образом описывать молодых людей в форме, освещая большой военный парад в честь 70-летия образования КНР. 1 октября сотни миллионов зрителей в Китае смотрели с экранов, как председатель КНР Си Цзиньпин с одобрением наблюдает за проходом 15 тыс. солдат НОАК по центру Пекина. Молодые люди с точеными лицами и яростными взглядами, следом за ними проезжают колонны танков, ракет и беспилотников. Для того, чтобы подчеркнуть физическую и моральную выносливость солдат, в новостных сообщениях с восторгом описывались все детали отбора и подготовки к грандиозной демонстрации китайской военной мощи.
Разительное отличие между работами Мина и тем, что показывается в государственных СМИ, очень точно иллюстрирует дискуссии об образе «идеального мужчины». Его обсуждают все чаще, так как Коммунистическая партия все больше затягивает петлю на шее творческой сферы страны. В частности, регламентируются выступления мужчин-знаменитостей в прямом эфире, начиная с кинозвезд и заканчивая членами бой-бэндов.
Маскулинность в искусстве
В спорах на тему маскулинности в китайском интернете компромиссным часто является золотой стандарт «идеального мужчины» — солдата НОАК. Эксперты утверждают, что подобный стандарт в искусстве прослеживается на протяжении всей истории КНР с момента ее основания Мао Цзэдуном в 1949 году.
От винтажных пропагандистских плакатов до новых модных видеоклипов — изображение войск НОАК уже на протяжении долгого времени формирует современное представление о маскулинности в Китае. Сильные тела и острые умы солдат, наряду с преданностью партии, преподносятся как главные мужские достоинства, которые, как говорят некоторые, Си Цзиньпин стремится продвигать, чтобы осуществить «великое возрождение китайской нации».
В течение первых 30 лет власти коммунистов в художественных изображениях китайских мужчин преобладали героические портреты солдат НОАК и, в меньшей степени, портреты рабочих и крестьян — двух основ пролетариата.
По мнению заместителя директора пекинского Центра современного искусства UCCA Ю Яна, хотя некоторые работы данного жанра были выполнены чернилами в традиционном китайском стиле, большую их часть составляет неоклассическая масляная живопись и акварели художников, которые обучались за рубежом или попали под влияние западных веяний.
Неоклассическое искусство, уходящее корнями в Древнюю Грецию и Рим, но ставшее особо популярным в Европе в 19 веке, известно изображением мужских персонажей с рельефными мускулами и точеными фигурами.
По словам Ю, после 1949 года Мао Цзэдун ясно дал понять, что «все произведения искусства должны отражать руководящую роль КПК и волю государства». Неоклассицизм хорошо приживался в коммунистических обществах, сначала в СССР, а затем в Китае, где художники прибегали к этому стилю, чтобы выполнить свой политический долг поклонения героям войны.
Масляная картина «Форсирование реки Дадухэ» — один из часто приводимых примеров. Иллюстрируя переломный момент Великого похода китайских коммунистов в 1930-е гг., неизвестный художник изобразил 10 солдат на маленькой лодке, дающих отпор вражескому огню. Их загорелые жилистые руки приковывают взгляды: половина солдат гребет против бурного течения и высоких волн, в то время как их товарищи целятся в сторону берега. На картине запечатлен момент перед победой коммунистической армии над превосходящим по численности и лучше вооруженным врагом, что и по сей день считается чудом.
Количество подобных изображений мужчин и исторических побед достигло максимума в десятилетие «культурной революции», которую начал Мао Цзэдун в 1966 году. В это время на картинах, сцене и экране, все персонажи, которые по большей части были мужского пола, должны были быть «румяными и свежими», чтобы подчеркнуть их революционные заслуги и героизм.
Как говорит Ю Ян, результатом стало неизбежное политизирование маскулинности и изображение военных с острыми подбородками и мускулистыми руками. Мужчины поднимают вверх сжатые кулаки и дают клятву победить врага, они лишены даже намека на сексуальность в соответствии с пуританским моральным кодексом партии.
Смерть Мао Цзэдуна в 1976 году обозначила конец «культурной революции», но укоренившееся восприятие маскулинности сохраняется. Хотя и существует тенденция к большей многоплановости в художественном изображении мужчин. Она началась с их демонстрации в уязвимых эмоциональных состояниях, начиная страхом и заканчивая грустью.
«Женоподобные идолы»
В стране, которая может похвастаться более чем 800 млн интернет-пользователей, эстетический идеал солдата НОАК сегодня оспаривается новым поколением. Молодежь все чаще обращается к образам звезд и социальным сетям в поиске ответа на вопрос: «Что значит быть мужчиной?»
Среди этих звезд некоторые — самые разрекламированные и высокооплачиваемые молодые артисты страны. Один из них — Лу Хань, который вместе с Мэттом Дэймоном снялся в фильме «Великая Стена», у Лу более 60 млн подписчиков в китайской социальной сети Weibo. Также кумирами являются участники бой-бэнда TFBoys. Эти трое парней — одновременно мечта любой девушки-подростка и, по оценкам местных СМИ, мультимиллионеры.
Китайские СМИ прозвали таких мужчин 小鲜肉 (xiǎo xiānròu) — «маленьким свежим мясом» за детские черты лица, макияж, волосы ярких цветов, аксессуары и спортивную одежду в стиле унисекс. Как и звезды K-pop в Южной Корее, они могут похвастаться стройными фигурами и слащавыми лицами.
В докладе этого года торговая онлайн-площадка Tianmao, принадлежащая крупнейшему технологическому гиганту Alibaba, отметила, что продажи косметики для мужчин подскочили на 50% в 2018 году. Одной из причин данного тренда является популярность «маленького свежего мяса» и жеманных парней.
Однако сейчас партия пытается избавиться от тенденции к подражанию слишком женоподобным мужчинам. В широко цитируемом комментарии государственного информационного агентства Синьхуа прошлого года говорится: «Отношение к женоподобным мужчинам — принимают их или осуждают — это серьезный вопрос, который влияет на будущее нации».
Весь негатив в статье направлен против кумиров молодежи. Также открыто критикуется «нездоровая эстетика», которая позволила высоким и изящным молодым людям с большим количеством косметики, чей пол не определить с первого взгляда, стать звездами телевидения и интернета. Феномен «неженок» вызвал негативную общественную реакцию, так как влияние подобной нездоровой культуры на молодежь нельзя недооценивать. Но воспитание нового поколения, которое сможет омолодить нацию, требует сопротивления разрушительной нездоровой культуре, считает Синьхуа.
Вслед за Синьхуа другие средства массовой информации также опубликовали несколько гневных передовиц и комментариев с критикой женоподобных мужчин-знаменитостей. Интернет-пользователи проводили онлайн-кампании с призывами убрать некоторых знаменитостей с телеэфира и онлайн-платформ из-за их внешнего вида. Правительство, судя по всему, также ужесточает ограничения на то, что показывается на экране.
Ранее в этом году главная стриминговая видеоплатформа Китая начала цензурировать серьги в ушах у актеров-мужчин, замазывая мочки уха. К слову, данное ограничение было введено после запрета цензорами изображения однополых отношений по телевидению и в интернете. Также был ограничен показ «вульгарного, аморального и нездорового» по китайским меркам контента, включающего в себя инцесты и свидания на одну ночь.
Некоторые звезды, в том числе и участники группы TFBoys, в ответ на критику смыли косметику и сняли пеструю одежду. Теперь во время фотосессий они демонстрируют подтянутые мышцы.
Другим трендом стали лагеря и клубы «по воспитанию мужественности». Они нацелены на привитие мальчикам и юношам традиционных гендерных ролей с помощью спортивных занятий на свежем воздухе и обучения в классе. В прошлом году один из таких клубов стал одновременно центром внимания и объектом критики, так как учащиеся данного заведения в самый разгар зимы бегали на улице полуголыми. Основатель «Клуба мальчиков» рассказал газете South China Morning Post: «Образование мальчиков находится в кризисной ситуации, и я помогаю им найти их утраченную мужественность».
«“Неженки” подвергаются нападкам, потому что они воспринимаются как вызов традиционному понятию мужественности», ― говорит Фан Ган, доцент Пекинского университета лесного хозяйства, занимающийся гендерными исследованиями и половым воспитанием.
Фан подчеркнул, что по иронии судьбы причиной данного спора отчасти является достигнутый за недавнее время прогресс китайских сексуальных меньшинств в борьбе за свои права. Активисты утверждают, что пока только зарождающееся, но уже заметное движение за права ЛГБТ-сообщества, постепенно меняет общественное восприятие и способствует более терпимому отношению к геям и лесбинякам.
«Некоторые родители выражают беспокойство по поводу гендерно-нейтральной внешности, связывая ее с гомосексуальностью, ― говорит Фан. ― Толерантное отношение общества к геям и лесбиянкам лишь усилит страхи гомофобов и обострит их тревогу и боязнь нетипичного образа мужчины».
Другие же подозревают наличие связи между подавлением «неженок» и мировоззрением высшего руководящего звена КНР, которое было сформировано во время культурной революции.
«Силач»
Отношение председателя КНР к маскулинности можно связать с его молодостью. Свое отрочество и юность Си Цзиньпин провел в китайской деревне, как и другие 17 млн студентов старших курсов и выпускников вузов. В 1960-70-х гг. они направлялись в самые отдаленные уголки страны извлечь из жизни нищих крестьян уроки ведения сельского хозяйства и политики.
«Летом я, можно сказать, спал вместе с блохами: из-за укусов и расчесанных ранок у меня опухало все тело, ― писал в 2002 году Си Цзиньпин. ― Но за два года я привык к этому и мог спокойно спать ночью вне зависимости от того, как сильно меня кусали блохи».
Определение маскулинности для лидера КНР также имеет политическую окраску. Как сообщается, во время встречи с представителями властей на юге Китая спустя несколько месяцев после его назначения на пост председателя Си Цзиньпин выразил сожаление по поводу слабости убеждений советских коммунистов, когда из партия находилась на грани распада. Зарубежные СМИ на китайском языке широко цитировали его высказывание: «В конце не осталось настоящих мужчин, некому было выступить против».
Власти КНР решительно настроены бороться с сознательной феминизацией китайских мужчин с помощью нормативно-правовых актов и пропаганды.
В знак несогласия с ужесточением политической обстановки в стране Маск Мин не хочет признавать деликатный характер своих работ, среди которых есть изображения практически голых солдат НОАК из оперы «Взятие горы Вэйхушань» времен «культурной революции».
«Сила и мускулы нужны военным, революционерам и пролетариату, то есть тем, кто занимается физическим трудом. Но в традиционном китайском искусстве и литературе мужская красота заключается в утонченности, бледности и привлекательности, ― добавил художник, указывая на противоречивость в изображении мужчин на протяжении истории. ― Мои картины преломляются сквозь призму китайской культуры, и мое творчество является продолжением развития китайских художественных взглядов».
На сегодняшний день сайт Мина заблокирован в Китае, и художник не видит возможности проведения выставок на родине в ближайшем будущем. Вдохновившая его культурная традиция становится все более несовместимой с образом сильного мужчины, ценимого и проецируемого китайским правительством как внутри страны, так и за рубежом.
В прошлом году Всекитайское собрание народных представителей, высший законодательный орган КНР, приняло поправку к конституции о снятии ограничений на срок полномочий председателя. Таким образом Си Цзиньпин, которому в этом году исполнилось 66 лет, и его преемники могут занимать пост председателя КНР неограниченное число раз подряд.
Тем не менее, Мин прогнозирует возможные перемены в руководящем звене КНР и в культурных установках.
«Старшему поколению сложнее мириться с чем-то новым… это касается не только “женоподобных идолов”, но и многого другого, ― сказал Мин. ― Я думаю, для этого нам просто нужно время».
Подготовила Полина Андреянова