Туман китайского фотопрома: как советские специалисты помогали выпускать первые фотокамеры КНР

Туман китайского фотопрома: как советские специалисты помогали выпускать первые фотокамеры КНР

Фотокамеры и книги из коллекции автора

Молодое поколение китайцев из 90-х не застало пленочную фототехнику. Они уверены, что первой фотокамерой Нового Китая была «Семь-один» и что двухобъективный зеркальный Seagull-4 — это визитная карточка китайской индустрии фотокамер. Однако первые китайские камеры были не совсем китайскими: их делали по западным и советским образцам. Историк фототехники Владимир Зверев рассказывает, как советские специалисты помогали выпускать первые фотокамеры в Новом Китае.

Загадка спада производства фотокамер в Китае 60-х

В августе 1989 года в китайской газете для профессиональных фотографов «Новости народной фотографии» (人民摄影报 Rénmín shèyǐng bào) вышла статья «Тридцать лет китайской индустрии фотокамер (1956-1985). Статью написал Юй Цзэминь (俞泽民 Yú Zémín). К ней прилагается таблица, по которой видно, как с середины 1980-х ежегодное количество камер, производимых в КНР, превышало миллион. Но в то время в мире были только три страны, где могли бы производить столько камер: Германия, СССР и Япония.

График на основе статьи из газеты «Новости народной фотографии» из книги японского исследователя фототехники Рикута Сабуру «Китайские классические фотоаппараты» .

Однако, если приглядеться к таблице внимательнее, то можно заметить, что с 1961 года производство фототехники в КНР сократилось в разы. Объем производства достиг значений 1960 года только через 15 лет.

Объяснение такому спаду производства в статье отсутствует. В китайских источниках встречаются только завуалированные отсылки, например: «из-за стихийных бедствий и других проблем национальное производство фотоаппаратов столкнулась с кризисом и прочими трудностями…». Но сейчас известно, что спад в индустрии фототехники случился из-за прекращения сотрудничества с Советским Союзом.

18 августа 1960 года СССР отозвал из КНР всех специалистов и аннулировал ранее заключенные торговые договоры. Вслед за этим в 1963 году КНР полностью порвала отношения с Восточной Европой и отправила всех техников домой. Уходящие работники были вынуждены оставить целые фабрики, созданные в сотрудничестве с китайцами.

Как СССР помогал Китаю делать фотокамеры и не только

Технологический рывок Китая 1950-х годов оказался возможен только при помощи «Большого брата». Это спорное название Советскому Союзу придумал в 1950 году Мао Цзэдун. 14 февраля 1950 года в Кремле подписали договор «О дружбе, союзе и взаимной помощи» между СССР и КНР. Помощь от СССР в годы становления Нового Китая действительно была колоссальная. Каждый год на поддержку «младшего брата» уходило около 1% ВВП СССР. По подсчетам ученых из Центра изучения «Холодной войны» Лондонского экономического института, только прямая финансовая помощь в 1946–1960 гг. составила $3,4 млрд в ценах 1960 г.

К 1951-у Китай с советской поддержкой открыл 12 университетов. С осени 1952 года началась работа по переводу на китайский язык всех учебных материалов и программ советских вузов. В 1952 году в Китае издали 3 тыс. переводных советских книг по всем отраслям науки. Помощь Китаю оказывали более 6 тыс. командированных советских ученых и 85 тыс. технических специалистов разной направленности. Под их руководством в короткие сроки были построены 700 крупных заводов, 97 научно-технологических центров и 11 испытательных полигонов. В советских технических вузах бесплатно обучили 120 тыс. китайских студентов. До 1960 года большинство офицеров Народно-освободительной армии Китая готовили в СССР. Ядерные и космические технологии специалисты КНР получили от нас.

В то время в Советском Союзе уже производили однообъективные зеркальные фотоаппараты 135-го формата и двухобъективные зеркальные фотоаппараты для 120-го типа пленки. Однако техническая база и уровень подготовки китайских специалистов были еще недостаточны для производства подобной техники.

Производство фотоаппаратов в Китае началось сравнительно поздно из-за войны и гражданских беспорядков в Китайской Республике. Страна не могла развить собственную оптическую промышленность. В книге «Фотоаппараты из КНР» американского исследователя Дугласа Сент-Денни (Douglas St Denny, Cameras of the PRC) описано, что вместо настоящих оптических линз в Китае шлифовали стеклянные бутылки из-под Кока-Колы, оставленных американцами в 1949 году.

Разумеется, китайские товарищи пытались наладить самостоятельное производство. Но это были устаревшие модели, например, бокс-камера Selo (仙乐 Xiānlè), которая была копией Kodak Brownie 1900 года), бокс-камера 幸福 (Xìngfú) — копия Altissa 1936 года, а также камера «Семь-один» (七一 Qīyī) — копия японской Mamiya-6, но таких камер из-за различных трудностей в производстве было выпущено всего несколько десятков.

Советские китайские фотокамеры

В Германии часто говорят, что «Киев-II» — это немецкий фотоаппарат Contax, сделанный в России. Многие фотокамеры, сделанные в Китае, по сути не китайские, по тому что созданы трудом советских ученых, инженеров и техников. ОЕМ-сборка (original equipment manufacturer: детали и оборудование выпускает один производитель, а конечный продукт собирают под другой торговой маркой) из готовых комплектующих — это не показатель собственного успеха, а намек на чью-то помощь.

Некоторые китайские фотоаппараты — это точные копии фототехники, выпускавшейся на советских заводах ЛОМО, КМЗ и ФЭД. Фотоаппараты «Смена», «Любитель», «Зоркий» и «Зенит» с ребрендингом клонировали в КНР. По утверждениям китайских историков фототехники, эти камеры готовили для экспорта в Советский Союз для погашения кредитов. Однако в реальности камеры продавались только на китайском рынке и не экспортировались.

Официальной информации по этой теме очень мало. С тех пор прошло уже полвека. Специалисты советских заводов, которых командировали в Китай, работали под подпиской о неразглашении гостайны, а теперь либо уже вышли на пенсию, либо умерли.

Прозрачное предложение

В 1954 году Никита Хрущев посетил Китай с официальным визитом. Как обычно, из Кремля привезли подарки от правительства СССР. В качестве подарка товарищу Дун Биу (董必武 Dǒng Bìwǔ) — заместителю председателя Государственного административного совета КНР — вручили солидный фотокомплект. В шкатулке из благородного дерева были камера «Киев-II» и набор объективов — профессиональный фотоаппарат в полной комплектации.

Подарочный комплект завода «Арсенал». Фото из коллекции Рикута Сабуру

Такие дипломатические подарки обычно делались с прозрачным намеком. Учитывая, что Советский Союз уже помогал формированию промышленности в Китае, подарок был предложением: «Мы можем помочь вам наладить производство такой фотокамеры». В то время только компания Nikon могла технически повторить немецкий дальномерный Contax II.

Однако китайские товарищи рассудили, что производство фотокамер «Киев» было налажено немецкими специалистами, а объективы для них, с маркировкой «ЗК» (Зоннар Красногорский), делали в Красногорске, где собирали камеры «Зоркий». Поэтому от сложного в производстве фотоаппарата «Киев» в КНР отказались. Но образцом для производства китайских аппаратов «Da Lai» и «Shanghai» послужили «Зоркий» и «ФЭД» — советские фотоаппараты c немецкими корнями.

Происхождение некоторых моделей китайских фотоаппаратов по книге «Красный Флаг 20» Рикута Сабуро

Пекинский завод «Далай»

Советские фотоаппараты выпускались как минимум на трех заводах КНР.

В конце 1955 года пекинский завод «Далай» собрал 12 дальномерных камер на базе советского фотоаппарата «Зоркий». 1 августа 1956 года новую камеру «Da Lai 135» (大来Dà lái) анонсировали в газете Жэньминь Жибао. Это был отчет рабочих на Далайском машиностроительном заводе. В хронологическом порядке это была первая современная камера в Новом Китае. Единственным известным сохранившимся экземпляром Da Lai является камера с номером №00104, которая в настоящее время находится в музее завода.

Однако многие считают первым фотоаппаратом Нового Китая фотокамеру «Семь-один». На самом деле ее произвели немного позже: в 1956 году в Тяньцзине. Но сообщение про выпуск камеры «Семь-один» появилось в газетах раньше, 2 июля 1956 года.

Слева: фотография камеры «Da Lai 135» из книги «Cameras of China», Douglas St Denny. 
Справа: заметка из газеты Жэньминь Жибао о производстве фотоаппарата «Da Lai 135» от 1 августа 1956 года. На снимке: сотрудники фабрики настраивают камеру. Фото: Юй Хуэйжу

Нанкинский завод киноаппаратов

В журналах того времени Завод оптического оборудования в Нанкине — административном центре провинции Цзянсу — называли Нанкинским заводом киноаппаратов. На деле это был крупный оборонный завод, построенный для КНР советскими специалистами. Помимо кинотехники и кинопроекционных установок, на заводе выпускали оптические приборы для авиации, флота и армии КНР.

Но именно тут были выпущены фотоаппарат Nanjing (南京 Nánjīng) — копия «ФЭД-2», а также фотоаппарат Zi Jin Shan (紫金山 Zǐjīn Shān) — копия «Зенитa».

Фотоаппарат Nanjing — копия фотоаппарата «ФЭД-2». Иллюстрация из книги Рикута Сабуро «Китайские классические фотоаппараты»

Фотоаппарат Nanjing  единственная выпущенная в КНР камера, у которой название завода указано на лицевой стороне фотоаппарата. Между квадратиком окна видоискателя и окошком дальномера написано: 南京光学儀器廠 «Нанкинский завод оптического оборудования» и 中国制造 «Сделано в Китае».

В 1958 году на Шанхайской фотофабрике испытывали первую версию дальномерного фотоаппарата Shanghai 58-I, а в Нанкине на Заводе оптического оборудования была выпущена пробная серия из 100 дальномерных фотокамер. Они были смоделированы по эскизам советского фотоаппарата «ФЭД-2».

В 1959 году улучшенный вариант камеры назвали Nanjing. Количество выпущенных камер составило от 600 до 2 тыс. штук. Подготовку и производство осуществили в короткие сроки. Фотоаппарат «Нанкин» был изготовлен как альтернатива камере Shanghai 58-II, и иногда в Китае его называют Nanjing 58-I. 

Выпуск данной модели прекратили по указанию сверху. Формулировка была нелогичная: раз у вас «завод киноаппаратов», то и выпускайте только кинокамеры». В то время в Нанкине производили 16-миллиметровые кинокамеры в сотрудничестве с экспертами из Советского Союза.

В том же 1959 году одновременно с камерой Nanjing на заводе была собрана первая в Китае 35-миллиметровая однообъективная зеркальная камера. Ее назвали Zi Jin Shan Z 135-I (紫金山 Zǐjīn Shān) или «Фиолетовая гора».

Иллюстрация из книги Ван Шиюаня «Коллекция китайских фотоаппаратов и их описание»

Нанкин — город, который долгое время был столицей Китая. Пурпурный золотой рудник — одно из самых живописных мест в Нанкине. Буква Z – логотип завода в Нанкине, она выгравирована на бирке перед надписью Zi Jin Shan. Нанкинских специалисты гордились, что превзошли технически развитый Шанхай.

Проектирование Zi Jin Shan началось в сентябре 1958 года. В качестве образцов были взяты модели Pentacon, производимый в ГДР, и ранняя модель «Зенита» производства СССР, так как он оказался проще в производстве и надежнее в эксплуатации. Корпус Zi Jin Shan на первый взгляд не совсем похож на «Зенит», но все узлы одинаковы: ручка взвода затвора, ручка перемотки, кнопка спуска затвора, лимб выдержки затвора.

«Простота в производстве» объясняется так: первые «Зениты» были разработаны на основе дальномерной камеры «Зоркий». Поэтому переход на зеркальную камеру с учетом совместимости комплектующих для завода был менее затратным. Кстати, этой камерой заинтересовались и в Шанхае, а представители с «Шанхайского завода фотокамер» несколько раз приезжали в Нанкин для обмена опытом. Вполне возможно, что у камеры Zi Jin Shan Z в Шанхае мог появиться брат Zi Jin Shan Sh.

В 1959 году Zi Jin Shan поступил в продажу по цене 150 юаней. Хотя средняя зарплата рабочего в то время составляла 25-30 юаней в месяц, было невозможно удовлетворить спрос. Причиной теплого приема были отличный объектив и надежность камеры. В кратчайшие сроки было произведено и продано около 1000 штук. В 1960 фотоаппарат Zi Jin Shan Z 135-I представили на Кантонской выставке в городе Гуанчжоу (провинция Гуандун). Однако потом «в связи со стихийными бедствиями и другими проблемами», национальная экономика столкнулась с кризисом.

Северо-западный завод оптических приборов

Это крупный оборонный завод, который построили в Сиане (провинция Шэньси) советские специалисты. Среди «мирной» продукции, выпускавшейся на заводе, были фотоаппараты Changle (长乐 Chánglè) — копия фотоаппарата «Любитель» — и Huashan (华山 Huàshān) — копия фотоаппарата «Смена». Эти камеры обладали теми же недостатками, что и советские оригиналы, то есть были их полными копиями.

Фотоаппараты «Янцзы», Changle и Huashan

Фотопапарат Changle — одна из первых двухобъективных зеркальных камер (TLR) и первая коммерческая двухобъективная зеркальная фотокамера в Китае. Фотоаппаратов Changle выпустили очень мало: даже в Китае они редкость среди коллекционеров. В маркировке объектива оставили русскую надпись «Т-22». Это копия советского фотоаппарата «Любитель», который в свою очередь был родственником немецкого Voigtländer Brillant и выпускался по репарационному соглашению. Название Changle — это название дороги перед фабрикой.

Фотоаппарат Huashan — копия фотоаппарата «Смена». Первоначально его планировали cобирать в Чунцине, а на заводе в Сиане силами советских специалистов подготовили производственную линию. Пресс-формы для отливки корпуса камеры, пластик и заготовки поставлялись из СССР. Затвор и объектив также были советские. В маркировке объектива даже присутствует русская буква «П», что означало использование просветляющего покрытия на советских линзах.

Изначально камеру хотели назвать 长江 (Chángjiāng), и в советской печати начали использовать название «Янцзы». Но массовое производство в Чунцине не смогли наладить из-за низкой квалификации сборщиков. Поэтому в 1959 году производственную линию вернули в Сиань и камеру стали выпускать под брендом Huashan, поскольку город Сиань расположен недалеко от горы Хуашань. Если убрать название, почти невозможно отличить «Янцзы» от Huashan. Последнюю часто можно увидеть в магазинах подержанных фотоаппаратов в Китае, а вот «Янцзы» встречается гораздо реже.

Шанхайская фабрика фотоаппаратов

Фотоаппарат Shanghai 58-II считается первой фотокамерой, которая массово выпускалась в Новом Китае. В сентябре 1959 года в ознаменование 10-й годовщины основания КНР в Пекин отправили первые 500 камер Shanghai 58-II. А всего их выпустили 66,8 тыс. штук.

Фото из книги «Китайский промышленный дизайн 1949-1979»

Создатель камеры Shanghai 58 писал о ней так: «Изначально мы хотели имитировать камеру “Зоркий”, но потом обнаружили, что она недостаточно развита, а просто подражает “Лейке”. Поэтому руководители и сборщики рассудили, что если “на Севере” уже есть подобные камеры, Шанхай должен не копировать их, а найти самые передовые в мире продукты для подражания».

Хотя шанхайские производители заявляют, их камера — это копия Leica IIIb, есть немало доказательств, что это не так. Камера Shanghai 58-II все же собиралась из комплектующих фотоаппарата «Зоркий» образца 1955 года.

Первый довод — внешнее сходство в пользу советской камеры. Это и накатка на деталях, и тип покрытия (вулканит), и синхронизатор фотовспышки, который именно в это время и на том же месте появился на советской камере «Зоркий». Тубус объектива камеры Shanghai 58-II напоминает объектив советской камеры, но не «бочонок» как у Leica IIIb. При разборке фотоаппарата может выявиться еще немало деталей, на которых стоят штампы советских поставщиков.

Второй довод в пользу «советской» начинки Shanghai 58-II — качество. Камеры Shanghai 58-II «после определенных событий» к сентябрю 1961 года стали плохи настолько, что продажи упали и производство было остановлено. В компании Seаgull говорили: производство было прекращено «из-за поставок», а поставки до 1960 года шли сами знаете откуда.

Закат китайского фотопрома

В КНР по советским мотивам выпускалось и много другой фотокинотехники. Были скопированы советские зеркально-линзовые объективы 500 и 1000 мм, авиационные фотопулеметы, объективы «Руссар». Для скрытного фотографирования выпускались копии советской «шпионской» камеры «Ф-21» под названием «Камера 1503». Подробно об этой технике писал Ван Шиюань в книге «Коллекция китайских фотоаппаратов». Это самый объемный на данный момент перечень пленочной фототехники китайского производства, который был написан китайским автором и опубликован в Китае. Книга переведена на русский язык.

Разработка фототехники и оптики — дорогое и сложное дело. Советским специалистам по репарационным соглашениям достались немецкие наработки и патенты, которыми они безмозмездно поделились с китайскими товарищами. Китайская сторона с радостью и благодарностью принимала советские наработки. Однако теперь часто приходится слышать и такое: «Советский Союз опирался на технические наработки поверженных стран. Хотя он достиг пика в индустрии камер, после того, как эти наработки были исчерпаны, декорации перестали существовать».

Китайские производители фототехники «наступили на те же грабли». Крах фотопрома в Китае заключался в копировании чужих идей. Почему исчезли китайские фотоаппараты? Потому что производители не вкладывали средства в новые исследования, а штамповали заведомо устаревшие модели, пока они продавались. Отечественные покупатели со временем стали разборчивее, начали искать лучшее фотооборудование. Когда Китай открылся для фототехники иностранных конкурентов, отечественную технику перестали покупать, ее производство, естественно, упало, поэтому отечественные фотоаппараты остались в прошлой эпохе. Ими интересуются теперь только музеи и коллекционеры фототехники.

В Китае, как и во многих странах, все больше коллекционеров пленочной фототехники. Цены на старые камеры поднимаются. «Советские» китайские фотоаппараты еще можно найти на внутреннем рынке: в пересчете на рубли стоимость камер составляет от 5000 и выше.

Владимир Зверев — историк фототехники, коллекционер классических фотоаппаратов, писатель. Автор многих публикаций по истории советской фототехники, книг «Каталог советских фотовспышек» и «История фотовспышек». Перевел на русский язык книгу Ван Шиюаня «Коллекция китайских фотоаппаратов и их описание».

Поделиться: