Нефритовый император Юй-ди. Небесный владыка всех земных владык

Изображение: 90sheji.com

Юй-ди (玉帝 Yùdì Нефритовый император) ― верховная фигура даосского божественного пантеона. Он таинственный правитель небес, чьей милостью земная императорская династия получает мандат на управление Китаем (天命 tiānmìng небесный мандат). Однако его история остается смесью величия и комедии, возвышенности и напыщенности. Небесная канцелярия, которую он возглавляет, одновременно таинственна и абсурдна. Издание SupChina знакомит нас с этой неоднозначной личностью.

Безмятежно сидит Юй-ди меж двух своих слуг в традиционном парадном головном уборе мянь (冕 miǎn), 12 шнуров на козырьке которого подчеркивают статус императора. Облаченный в золотые одежды, к груди он прижимает нефритовую табличку. Его суровый взгляд из-под кустистых бровей смотрит в самое сердце. Весь образ Юй-ди призван впечатлять. Если земного императора в Китае почти всегда боготворили, то какие эмоции способен пробуждать император самого неба?

Изображение: quora.com

Кто такой Нефритовый император?

С философской точки зрения, Юй-ди можно считать персонифицированным образом Дао (道 dào путь) — центрального понятия религии даосизма. С точки зрения китайской мифологии, он является Повелителем небес (天公 tiān gōng), правящим в чертогах своего Пурпурного дворца, который дал название Запретному городу в сердце Пекина — 紫禁城 (zǐjìnchéng, досл. пурпурный запретный город). На небесах он также является главой целой бюрократической системы, которую на Земле повторяет аналогичная императорская.

Под его контролем находятся 36 министров, которые командуют армией «небесных клерков». Божества ниже рангом обязаны ежегодно предоставлять ему доклад о своих свершениях, а накануне Нового года бог Очага (灶王 zàowáng) приносит записи о делах каждой семьи на Земле за прошедший год. После рассмотрения хорошие дела вознаграждаются, а проступки наказываются.

Однако при всем своем величии, именно эта гигантская и неповоротливая небесная «государственная машина» сделала Нефритового императора объектом различных шуток.

Портрет Юй-ди изображен на ритуальных деньгах (冥币 míng bì), которые китайцы сжигают в День поминовения усопших, он же Цинмин (清明节 Qīngmíng jié). Лицо Юй-ди срисовано с одного современного актера, который исполнял роль Нефритового императора в различных телешоу в 2000-х годах.

Фото: supchina.com

В зависимости от мировоззрения человека, Нефритовый император может быть в его глазах как «истинным правителем небес, земли и человечества», так и мифологизированным работником офиса.

По легенде, зародившейся в районе провинции Фуцзянь, Юй-ди является сыном «Короля истинной добродетели» и «Королевы золотого лунного света», которые долгое время безуспешно пытались завести ребенка. Однажды к королеве во сне явилось Верховное божество, державшее в руках младенца.

«Это необычный ребенок, — промолвило божество. — Заботьтесь о нем как следует и однажды он достигнет высшей ступени Дао».

Вскоре после этого сна королева забеременела.

Но тексты времен династии Мин рассказывают иную версию появления Юй-ди. Ориентировочно в 1180 году до н. э. премьер-министр династии Чжоу составлял список новых небесных служащих. На пост верховного божества он умышленно никого не поставил, в тайне намереваясь занять это место. Когда на совещании по этому вопросу остальные выдвинули его кандидатуру, он захотел продемонстрировать свою сдержанность и произнес «дэнлай» (等来 děnglái подождать), чтобы ему дали немного времени обдумать столь высокую ответственность. Однако в зале присутствовал чиновник по имени Чжан Дэнлай, который решил, что премьер-министр произнес его имя. Он выступил вперед и поблагодарил за оказанное ему доверие занять высокий пост Нефритового императора. Премьеру пришлось скрепя сердце подтвердить его кандидатуру.

Каков Юй-ди в глазах китайцев?

Во времена династии Мин к Юй-ди не относились с большим почтением. Вне Китая многим он стал известен благодаря роману «Путешествие на Запад» (西游记 Xīyóujì) У Чэнъэня, который был написан как раз во время правления Мин. Там Нефритовый император изображен как усердный труженик, проживающий в своем Облачном дворце с золотыми вратами, окруженный министрами, заседающими в Зале чудесного тумана.

Несмотря на столь пафосное преподнесение, в книге он представлен как капризный и непостоянный правитель, который склонен принимать импульсивные решения. Весь его образ противопоставляется образу всемогущего Будды, который в своих ладонях держит всю вселенную. Юй-ди же здесь недальновиден. Например, в одной главе Император дает задание Сунь Укуну (孙悟空 Sūn Wùkōng, Царь обезьян) охранять небесный персиковый сад. Но с точки зрения любого китайца, просить обезьяну охранять персики — все равно, что просить медведя охранять мед. Такое задание обречено на провал.

Но первоначальные легенды описывают Нефритового императора как исполненного мудростью и милосердием правителя небес. По преданиям, в молодости он отрекся от престола и отправился в горы постигать высшую мудрость. Там он медитировал на протяжении 103 200 кальп (одна кальпа — время от рождения вселенной до ее гибели). Его целью было найти способ избавить людей от бесконечного цикла перерождений. После столь длительного отшельничества он был сочтен достойным занять небесный трон. Здесь его история чем-то повторяет историю Будды Шакьямуни — основателя религии буддизма.

Зачем китайцы поклонялись Юй-ди?

Как и императоры на Земле, Нефритовый император тоже в ответе за свои действия перед высшими силами. В данном случае ими выступает «Троица чистейших», что была рождена в хаосе и стала творцом нашего мира.

Точно не известно, когда зародился культ Юй-ди. Но без сомнения, корни его происхождения уходят к религии даосизма. Вероятно, данное божество было включено в даосский пантеон как ответ на пришедший тогда из Индии в Китай буддизм. На государственном уровне поклонение Нефритовому императору началось во времена династии Сун, когда император Чжэньцзун (真宗 Zhēnzōng) в 1013 году отдал подобное распоряжение.

Если в Китае наступала длительная засуха, земной император совершал мольбу о дожде на вершине Угольного холма, что к северу от Запретного города. А в периоды процветания страны он отправлялся на священную гору Тайшань, чтобы там вознести свою благодарность. Молитвы Юй-ди требовалось совершать со всем возможным почтением. Даже если вы просто проходили мимо какого-то знака с его именем, необходимо было совершить 27 поклонов.

Не только Нефритовый император, но и члены его семьи оставили свой след в китайских легендах. Его дочь Чжинюй (织女 zhīnǚ, Ткачиха) однажды влюбилась в простого земного дровосека, но Юй-ди не одобрил их любви и разнес возлюбленных на противоположные концы Млечного пути. Теперь они могут видеться только раз в году и этот день стал Праздником всех влюбленных в Китае (七夕节 qīxījié).

Даосисты крайне редко обращаются к Юй-ди за помощью. Они считают молитвы Нефритовому императору последним средством, к которому можно прибегать, лишь когда боги помельче уже не в силах помочь. И даже тогда они не просят у него чего-то большего, чем предсказание будущего. Дары же Императору приносятся в день его рождения, который приходится на 9 день первого месяца по лунному календарю. День рождения Юй-ди отмечается по всей Юго- Восточной Азии. В этот день люди разжигают благовония и подносят съедобные дары, в которые обязательно должна входить свинина.

Может, Нефритовый император — судья этого мира, а может, его образ — это просто отражение сущности земных правителей. Юй-ди продолжает царствовать в своем Небесном дворце, и переживет там и тех, кто поклоняется ему, и тех, кто над ним потешается.

Подготовил Константин Смирнов

 

scroll to top