Политика ограничения рождаемости официально завершилась в Китае в 2015 году. Теперь всем китайским семьям можно иметь двух детей. Тем не менее, противозачаточное средство остается мощным символом, который до сих пор формирует коллективные воспоминания миллионов женщин. 31-летняя художница Чжоу Вэньцзин (周雯静 Zhōu Wénjìng) уже 10 лет пытается показать в своих работах, как попытки ограничения рождаемости повлияли на женщин страны. Sixth Tone взяли интервью у Чжоу о ее работах и творческом пути.
Куски витой медной проволоки висят на синем бархате, словно украшения. Тускло сияя при мягком освещении, они выглядят странно красивыми: одни напоминают редкие цветы, другие же —изысканные дизайнерские броши.
На самом деле это не ювелирные украшения, а образцы внутриматочных спиралей. ВМС — наиболее распространенное средство контрацепции, которое использовалось в годы проведения политики «одна семья, один ребенок».
Китайские власти начали ограничивать рождаемость одним ребенком на семью в конце 70-х годов. Позже эти ограничения превратились в общенациональную политику, предусматривающую огромный штраф для всех, кто рожал других детей.
Внутриматочная спираль была излюбленным инструментом китайского аппарата планирования семьи. Молодым матерям часто необходимо было устанавливать спираль после родов. По официальным данным, с 1980 по 2014 год около 324 млн китайских женщин вставили себе внутриматочную спираль.
Будущая художница Чжоу Вэньцзин росла в провинции Хунань, ребенком она ничего не знала об этих законах и правилах. Только когда в 2011 году ее мать внезапно госпитализировали, она поняла всю правду о методах контрацепции в Китае.
Мать Чжоу жила со спиралью более 20 лет (современные спирали устанавливают на срок до 10 лет), в результате чего ВМС вросла в матку. Когда врачи извлекли спираль, у матери открылось сильное кровотечение — ей даже пришлось провести операцию, чтобы избавиться от негативных последствий спирали.
Этот инцидент произвел глубокое впечатление на Чжоу, которой в то время только исполнилось 20 лет. Сначала она думала, что это повлияло только на ее семью. Затем она начала расспрашивать окружающих: коллег матери и родственников. Оказалось, что это распространенное явление в Китае, которое в будущем может стать очень важной социальной проблемой. Так Чжоу опросила 50 женщин разного возраста.
Среди старшей группы женщин, родившихся в 60–70-х годах, многие говорили Чжоу, что считают принуждение вставлять спираль формой насилия. В то время доступ к информации был ограничен, поэтому зачастую женщины даже не подозревали, как нужно заботиться о своем теле после установки спирали. В период с 1980 до 2014 спираль установили 324 млн китаянок.
Официальные лица требовали от женщин установить себе спираль и не говорили, когда ВМС необходимо извлекать. Женщины обычно удаляли их после начала менопаузы, когда внезапно вспоминали, что, возможно, им больше не нужна внутриматочная спираль. Тем не менее, некоторые пожилые женщины положительно отзывались об этом способе контрацепции.
Больше всего Чжоу удивили интервью с молодыми женщинами: большинство из них выбрали спираль в качестве средства контрацепции просто потому, что их рекомендовали члены семьи или друзья. Они не знали, как работают ВМС, о возможных побочных эффектах, о различных видах спиралей.
После опроса Чжоу создала «Женскую серию: ВМС» — коллекцию из более чем 300 спиралей ручной работы. Работа была завершена в 2014 году. Коллекция неоднократно выставлялась в Китае — последний раз в июле 2020 в Пекинском Центре искусств — и продолжает привлекать огромное внимание в стране.
«Это красиво, но чем больше я смотрю на это, тем больше мне страшно», — написала известная феминистка Цзян Цзиньцзин в своем аккаунте Weibo (китайский аналог Twitter).
С 2015 года Чжоу живет во Франции, в 2017 году получила степень магистра в Школе изящных искусств метрополии Нанта. Женский опыт по-прежнему является основным направлением ее работы.
Ее вторая, «Красная серия» 2016 года, завершенная в рамках обучения во Франции, включает в себя хирургические ножи, животы беременных, противозачаточные таблетки и опять ВМС. Все работы объединяет кроваво-красный пигмент. «Красная серия» — это самосознание, боль, материнство и любовь. Первоначальное значение красного цвета в работе — это кровь.
«Кровотечение — наиболее частое физическое явление у женщин. Неважно, менструация это, роды, травма или болезнь», —рассказывает Вэньцзин.
Чжоу включила спирали и во вторую коллекцию, так как чувствовала неудовлетворенность от первой работы. Ей казалось, что ироничный посыл первого проекта по превращению спиралей в женские украшения может быть воспринят неправильно.
В новом проекте Чжоу использовала изделия из керамики, чтобы подчеркнуть боль, навсегда оставшуюся на женских телах. Текстура керамики похожа на человеческую кожу. Художница вставила спирали в глину, и они оставили «вечный» след.
В «Красной серии» есть 12 гипсовых слепков женских тел. Они сделаны без головы, рук, ног или каких-либо других личных или социальных характеристик. Чжоу поставила их в емкость с красным пигментом: и туловища начали постепенно впитывать краску. Она рассказывает, сначала это был нежный красивый розовый цвет, но затем постепенно он превратился в красный с некоторыми подтеками, похожими на шрамы.
Чжоу понимает, что не все женщины ассоциируют тело с болью, коллективного опыта в этом вопросе нет:
«Каждый раз, когда я встречаюсь с кем-то, я понимаю, что люди разные, каждый из них — индивидуальность. Понятие «женщина» абстрактно, а жизнь очень специфична. Точно так же и искусство — очень абстрактное понятие, но каждая работа художника обладает специфическими характеристиками».
Многие считают Чжоу активисткой или подчеркивают ее пол и называют «художницей-женщиной». Но она не считает себя феминисткой.
«В сегодняшнем феминистском активизме так много разделов, это очень сложное понятие. Хотя я все же думаю, что мои работы имеют женский взгляд и основаны на моей идентичности как китаянки.
Не скажу, что мои работы содержат резкую критику: я не социолог и не врач. Я не пытаюсь решать медицинские или социальные проблемы, а просто задаю вопросы и выражаю их через свое искусство. Люди видят мои работы и делают собственный выбор», — говорит Чжоу.
Подготовила Ксения Захарова