О китайских обычаях жертвоприношения человечество узнало недавно, в 20-м веке. В 1928 году археологи начали раскопки в Центральном Китае, где раньше находилась столица первого китайского государства Шан (1600—1046 до н. э.). Здесь ученые обнаружили сотни погребальных ям и множество гадальных костей, на которых сохранились упоминания о людских подношениях. ЭКД рассказывает, для чего император устраивал религиозные ритуалы и как их было принято проводить.
В начале 20-го века у города Аньян провинции Хэнань впервые начались раскопки столицы Иньсюй (殷墟 Yīnxū) позднего периода Шан. Помимо бронзовых изделий, оружия и разрушенных зданий археологи нашли множество черепашьих панцирей и костей животных, используемых для гаданий. Жрецы вырезали на них специальные надписи и затем накаляли до тех пор, пока на поверхности не появлялись трещины, по которым можно было предсказать будущее или ответить на начертанный вопрос.
Эти надписи содержали тысячи упоминаний о человеческих жертвоприношениях. Каждая погребальная яма насчитывала десятки человеческих скелетов и сотни останков животных, включая собак, свиней и даже слонов. Обычно каждый ритуал требовал около 50 человеческих жертв, хотя были случаи, когда насчитывалось и больше.
Часто ритуалом руководил сам император. Считалось, что таким образом он получал благословение богов, добивался от них защиты и покровительства. Люди верили, что человеческие жертвоприношения защитят их от голода, засухи или войны и обеспечат благополучие и процветание государства. Поэтому, несмотря на всю жестокость происходящего, правители воспринимали это как необходимую меру для всеобщего благосостояния и достатка.
Возможно, император также стремился подчеркнуть этим свою власть и развить чувство страха и беспрекословного подчинения среди подданных. Легендарный основатель династии Шан У Дин (武丁 Wǔ Dīng) (1324—1266 до н. э.) принес за время правления в жертву до 15 тыс. человек, чем укрепил свою власть как посредника между живыми и мертвыми.
Для человеческих жертвоприношений существовало два ритуала: сюньцзан (殉葬 xùnzàng) и жэньцзи (人祭 rénjì). Сюньцзан предполагал, что личные рабы и слуги императора после его смерти должны совершить ритуальное самоубийство или «добровольно» быть похороненными заживо вместе со своим господином. Гендерные различия здесь не предусматривались: вслед за правителем уходили как мужчины, так и женщины. Не делалось исключений и для детей.
Практика сюньцзан сохранялась на протяжении многих столетий. Вместе с императором Цинь Шихуанди (秦始皇帝 Qín Shǐhuángdì) эпохи Цинь (771—221 до н. э.) были захоронены все его наложницы. Такая же участь настигла наложниц императора Чжу Юаньчжана (朱元璋 Zhū Yuánzhāng) из династии Мин (1368 – 1644 гг.). Лишь в период Цин (1636 – 1912 гг.) этот обычай был полностью отменен.
Жэньцзи был характерен исключительно для периода Шан и представлял был самой масштабной церемонией по количеству принесенных в жертву людей. Здесь богам в основном преподносились только военнопленные или мужчины — в период острой нехватки продовольствия из-за засухи или войны.
Этот тип жертвоприношений упоминается на гадальных костях иероглифом «цян» (羌 qiāng). Вероятно, он использовался для описания северо-западных племен, представителей которых приносили в жертву. Некоторые надписи даже свидетельствуют о военных походах Шан: их главной задачей был захват варварских территорий и использование местных жителей в ритуалах.
Захваченных рабов чаще всего обезглавливали. Об этом свидетельствуют сохранившиеся на костях оракула иероглифы «фа» (伐 fá), состоящие из ключей «человек» и «алебарда». Затем военнопленных хоронили в ямах для массовых жертвоприношений или сжигали. Иногда также прибегали к расчленению, сжиганию, свариванию, утоплению или избиению до смерти. Каждый из способов имел собственное иероглифическое обозначение на гадальных костях.
Помимо человеческих жертвоприношений популярным и доступным вариантом были животные: собаки, лошади или свиньи. Считалось, что они будут приносить пользу после своей смерти, направляя и защищая душу хозяина. Особое предпочтение в жертвенных ритуалах древние китайцы отдавали щенкам. Точные причины этому до сих пор не известны.
Некоторые считают, это было связано с постепенной миниатюризацией жертвоприношений. Другая утварь в захоронениях тоже была маленького размера, и достойные похороны становились доступнее для представителей среднего класса. Другие говорят, что использовать щенков было намного дешевле и проще в моральном плане: люди просто не успевали к ним привязаться. А кто-то уверен, что такая традиция имела символическое значение: щенки олицетворяли юношескую невинность.
Алена Смирнова