Игра по китайским правилам. Из чего состоит киноцензура в Пекине

Игра по китайским правилам. Из чего состоит киноцензура в Пекине

Киноцензура в Китае
Источник: The Hollywood Reporter

Китай — второй по размеру кинорынок в мире. Огромные прибыли заставляют режиссеров подстраиваться под «авторитарные» требования властей. Пекин не только следит за сюжетами собственных фильмов, но и редактирует голливудские сценарии. Американские режиссеры даже приглашают китайских цензоров на съемочные площадки. ЭКД рассказывает, что правительство запрещает снимать и какие работы корректирует. 

Правительство может запретить любой фильм 

После образования КНР в 1949 году Коммунистическая партия ввела строгую систему цензуры. Каждый фильм должен был пройти тщательную проверку на политкорректность. Критерии отбора оставались засекреченными и полностью зависели от представлений властей. Картина 1950 года «Жизнь У Сюня» (武训传 Wǔ Xùn chuán) режиссера Сунь Юя (孙瑜 Sūn Yú) прославляла коммунистическую революцию. Но Мао Цзэдун заявил об искажении китайской истории и жестко раскритиковал работу. Фильм запретили к показу, но через 36 лет реабилитировали.

С окончанием культурной революции в 1976 г. китайские режиссеры получили относительную свободу для экспериментов. В это время Запад познакомился с «пятым поколением». Их работы больше не ассоциировались лишь с коммунистической пропагандой. В 1994 году правительство разработало и опубликовало список запрещенных материалов. В 2000-х годах они были дополнены новыми постановлениями.  

Так, нельзя угрожать территориальной целостности Китая, разжигать этнические конфликты, пропагандировать суеверия и насилие, содержать клевету и оскорблять других. Пристальное внимание цензоры уделяют историческим темам и сценам сексуального характера. Многие формулировки остаются очень размытыми. Поэтому при желании правительство может запретить любой фильм и не объяснять причины.

Кадр из фильма «Прощай, моя наложница!»
Кадр из фильма «Прощай, моя наложница!». Работа режиссера «пятого поколения» Чэнь Кайгэ. Источник: Afisha

Закон о продвижении киноиндустрии 2016 года призывает «не дестабилизировать общество» и «не вредить общественной нравственности». Режиссеры предоставляют сценарий в одно из государственных подразделений и ждут результаты 30 дней. Обычно China Film Group Corporation (中国电影集团公司) цензурирует иностранные фильмы, а China Film Administration (国家电影局) — отечественные. Экспертизу проводят специалисты, отобранные по критериям департамента Государственного совета по вопросам кино (国务院电影主管部门).

Путешествовать во времени запрещено, но есть исключения

В 2011 году Государственное управление по делам прессы, радио, кино и телевидения (国家新闻出版广电总局) постановило, что фильмы о путешествиях во времени неуважительно относятся к истории, и запретило их. Это случилось после успешного выпуска телесериала «Миф» (神话 Shénhuà) в 2010 году. В первый же год он побил рекорды по количеству просмотров на канале CCTV-8. Сюжет рассказывает о современном юноше, который оказался в империи Цинь (221 г. до н.э. — 206 г. до н.э.).

Такой запрет должен предотвратить попытки исказить национальную историю и политических деятелей. Возможно, он также связан с большим количеством мистики и суеверий. Правительство опасается влияния предрассудков на молодежь. Но в феврале этого года вышла комедия о путешествиях во времени «Привет, мама» (你好,李焕英 Nǐhǎo, Lǐ Huànyīng). Здесь героиня перемещается на 20 лет назад и становится близкой подругой умершей матери. Эксперты объясняют, что фильм разрешили из-за вымышленности всех персонажей. Хотя режиссер Цзя Лин говорила, что сюжет основан на ее личных отношениях с матерью.

Кадр из фильма «Привет, Ли Хуаньин»
Кадр из фильма «Привет, мама». Источник: k.sina

Хорошие отношения с цензурой могут упростить процедуру оценки и сохранить противоречивые сцены. Хоррор «Одержимые» (中邪 Zhōng xié) допустили к показу, несмотря на сверхъестественный сюжет. Разрешение создатели получили благодаря крепким связям в правительстве. Правда, за несколько дней до премьеры фильм все равно отменили и сослались на «технические причины». Возможно, настоящая причина скрылась за бешеной популярностью фильма еще до его выхода. 

Внимание привлекают история и любовь

Сериалы «Покорение дворца Яньси» (延禧攻略 Yánxǐ gōnglüè) и «Внутренний дворец: Легенда о Жуи» (如懿传 Rúyì chuán) удалили из видеоплатформы iQIYI в сентябре 2020 года. Хотя первый сериал ежедневно набирал по 700 млн просмотров на протяжении 40 дней подряд после выхода в 2018 году. Эксперты заявили, что дворцовые драмы сосредоточились на богатствах властей и интригах императорских наложниц и плохо влияли на общество. Часто цензоры закрывают глаза на развлекательные программы. Но это длится до тех пор, пока они не становятся слишком популярными. Особенно за рубежом. 

Кадр из сериала «Покорение дворца Яньси»
Кадр из сериала «Покорение дворца Яньси». Источник: Russian.China.org

Комедия 2019 года «Большие желания» (伟大的愿望 Wěidà de yuànwàng) рассказывает о двух подростках, которые помогают смертельно больному другу осуществить его нереализованные мечты. Среди них оказалось желание вступить в половую связь с девушкой. Но китайским цензорам, вероятно, не понравилось такое влечение. Поэтому фильм переименовали в «Маленькие желания» (小小的愿望 Xiǎoxiǎo de yuànwàng). 

Голливуд адаптируется под китайский рынок

Китай — второй по размеру кинорынок после США. В 2019 году на билеты в кино китайцы потратили почти $11 млрд. $2,6 млрд пришлось на американские фильмы. Ежегодно правительство допускает к прокату лишь небольшое число иностранных работ. Неудивительно, что американским режиссерам приходится подстраиваться под китайские требования. Многие еще до съемок адаптируют героев и диалоги к зарубежному рынку. Иногда даже приглашают китайских цензоров на съемочные площадки. 

Такая самоцензура ускоряет выпуск фильмов и обеспечивает выгодные рекламные соглашения. Некоторые считают, американская киноиндустрия становится слишком зависимой от Компартии. Китайские версии по умолчанию превращаются в мировые и оказывают Пекину большую услугу. Если Голливуд продолжит заботиться только о деньгах, рано или поздно просто лишится публики. 

В фильме «Доктор Стрэндж» 2016 года студии Marvel пришлось сделать тибетского Старейшину белой женщиной — его сыграла актриса Тильда Суинтон. Решение было связано с нежеланием затрагивать политический статус Тибета. Чтобы привлечь внимание китайских зрителей, режиссеры «Изгой-один: Звездные войны. Истории» добавили актеров китайского происхождения Донни Йена и Цзян Вэня. А в картине «Пираты Карибского моря: На краю света» создатели были вынуждены вырезать половину сцен с участием Чоу Юньфата в роли сингапурского пирата. 

Старейшина в фильме «Доктор Стрэндж»
Старейшина в фильме «Доктор Стрэндж». Источник: film.ru

Многие сюжеты льстят китайским властям. В фильме-катастрофе «2012» человечество спаслось, потому что Пекин предусмотрительно построил гигантские корабли. В «Гравитации» астронавт Райан Стоун выжила, потому что смогла добраться до китайской космической станции. Из «Войне миров Z» студия удалила сцену, которая объясняла китайское происхождение вируса. А в боевике «Топ Ган: Мэверик» цензоры заменили тайваньский флаг на куртке главного персонажа. 

Тарантино подстраиваться не планирует 

Белый дом неоднократно критиковал американские компании, которые пресмыкаются перед авторитарным правительством. Генеральный прокурор Уильям Барр считает, что США обеспечивают «грандиозный пропагандистский переворот для Компартии». Китай все больше проникает в американскую киноиндустрию и заставляет транслировать положительный образ страны. 

Осенью 2019 года китайские цензоры отложили выход «Однажды в Голливуде» на неопределенный срок. Дочь Брюса Ли лично обратилась в специализированные органы с просьбой изменить противоречивый образ отца. По словам родственников, в фильме его показали высокомерным и хвастливым человеком, хотя в жизни он был не таким. Квентин Тарантино отказался вносить изменения и выпустил картину без правок. Госсекретарь США Майкл Помпео поддержал такое решение. Он заявил, что права на свободу слова не должны продаваться. 

Алена Смирнова

Поделиться: