Цифровое безумие: как NFT покоряет мир китайского искусства

NFT-картина художника Beeple. Фото: The Verge

Криптографические токены NFT ураганом ворвались в мир искусства. Успех нового направления не остался без внимания китайских художников и предпринимателей. На платформе WeChat появилось множество групп для поклонников криптоживописи, а Weibo завален роликами об удивительных картинах. SupChina прогнозирует, какое будущее ожидает криптоискусство Китая.

NFT или невзаимозаменяемый токен — блокчейн-технология, позволяющая закрепить за собой владение любым цифровым произведением искусства. Владелец токена может свободно продать его другим. С одной стороны, это упрощает монетизацию произведений искусства. С другой, любой может присвоить себе чужую работу в виде NFT и выставить на нее спекулятивную цену. Эксперты считают стоимость картин в виде токенов NFT завышенной и сравнивают ситуацию на рынке с пузырем. Так, в марте картина художника Beeple в форме NFT была продана на аукционе в Великобритании за $70 млн.

Сломать привычные рамки

Диана Тан — основательница одного из китайских NFT-сообществ CryptoC. Она стала заметной фигурой в китайском NFT-арте в 2019 году, когда занимала должность шеф-редактора издания о криптотехнологиях. Диана вспоминает, как мир захлестнула популярность коллекции CryptoPunks из 10 тыс. миниатюр. Мультяшные изображения в виде голов стали продаваться с помощью блокчейн-технологии Эфириум. Каждой миниатюрой мог владеть только один человек.

Первоначально любой мог получить аватар бесплатно. Однако потом за одно изображение стали просить по $800. Теперь же цена на CryptoPunks доходит до $1 млн за штуку.

Самые дорогие аватары из коллекции CryptoPunks. Скриншот: larvalabs.com

В начале апреля в пекинской арт-галерее UCCA открылась первая в стране выставка криптоискусства. На ней представлены как авторы новой волны из Китая, так и из стран Запада. Выставили на суд публики и картины Beeple — того самого, чья NFT-работа ушла с молотка на британском аукционе Christie’s впервые в истории. Руководит выставкой гендиректор первой в Азии платформы по торговле криптокартинами BlockCreateArt (BCA) Сунь Бохань.

Некоторые образцы криптоживописи уже начали торговаться на китайских площадках. Так, крупнейший в мире криптовалютный обменник — китайский Binance — занялся NFT-картинами еще в 2019 году. Раньше площадка раздавала криптоминиатюры на подарки клиентам. Теперь же картинки стали объектом торговли, а самая дорогая из них — Exchange the World 2019 — стоит $236 тыс.

Подарочные изображения-токены от компании Binance. Фото: binance.com

Китайские авторы NFT-картин пытаются включить в них мотивы традиционной живописи. По словам Дианы Тан, один из художников сейчас работает над картиной, совмещающий в себе эстетику буддизма и мира криптотехнологий.

Некоторые предприниматели пытаются привлечь интерес массового потребителя к криптоиндустрии. Среди них — основатель и гендиректор гонконгской блокчейн-компании Everest Ventures Group Аллен Ын (Allen Ng). Миссия его компании — сломать устоявшиеся в искусстве рамки (破圈 pò quān) .

Благодаря такому подходу криптоискусство начинает проявляться в музыке и индустрии развлечений. В апреле 2021 года сингапурский певец китайского происхождения Чэнь Хуаньжэнь презентовал свой музыкальный NFT-альбом Nobody Gets Me. Пластинка стала первым примером криптомузыки на китайском языке. В интернете сборник продавался за 7 эфириумов ($16,3 тыс.).

В интервью сообществу CryptoC Чэнь отметил огромный потенциал NFC-музыки для исполнителей, отстаивающих свои авторские права:

«Для китаеязычных музыкантов NFT может стать началом новой эры. Поэтому я решил примерить роль подопытного кролика и посмотреть, как технология NFT повлияет на музыкальный рынок Китая».

Почему криптоискусство такое дорогое?

Одна из причин, по которой NFT-картины продаются по завышенным ценам — их незаменяемость. Каждый токен NFT неповторим, подобно произведению искусства. Это отличает его от Биткоина, который называют взаимозаменяемым токеном — любой образец криптовалюты полностью идентичен.

Например, миниатюра Punk#2212 из коллекции CryptoPunks продается на рынке за $42,4 тыс. Если владелец заявит права на картину, то сможет выручить за нее еще больше при наличии спроса. Иногда цена на криптопроизведения поражает воображение. Так, NFT-сертификат с первым твитом гендиректора Твиттер Джека Дорси в марте 2021 года продали за $2,5 млн. Оно не обладает художественной ценностью, но в случае с криптоискусством в дело вмешиваются спекуляции на цене.

Миниатюра Punk#2212. Скриншот: larvalabs.com

Другое объяснение повышения цен на криптоживопись — стремительное обогащение самих владельцев криптовалют и NFT. Получив сверхдоходы от продажи виртуальных денег, они могут позволить себе потратить больше на криптоизображения в ожидании высокой выручки в будущем. По мнению Дианы Тан, поклонники криптоискусства формируют таким образом класс нуворишей (新贵阶级 xīnguì jiējí).

«Как показывает история человечества, возникновение новых классов вызывает появление новых жанров искусства», — отмечает Тан.

Первый твит создателя Твиттера Джека Дорси, проданный как NFT-произведение. Скриншот: The Verge

На взрывной рост популярности NFT-картин в Китае повлияла и пандемия Covid-19. Во время карантинных ограничений перестали работать арт-пространства, были отменены выставки. Так многие художники обратились к миру криптотехнологий для получения нового источника заработка.

Творчество без ограничений

По мнению эксперта по блокчейн-технологиям на портале Decrypt, несмотря на шумиху вокруг криптоискусства и NFT, о качественном развитии этого направления в Китае говорить пока рано.

«Китайский рынок искусства еще очень плохо разбирается в криптокартинах», — отмечает специалист.

Подобного мнения придерживаются также Диана Тан и Аллен Ын. Они утверждают, что в Китае пока относительно мало покупателей для произведений криптоисскуства.

Коллекция криптоизображений «Красное и синее» китайской художницы Лю Цзяин. Скриншот: decrypt.co

Тем не менее, криптоискусство обладает большим потенциалом в стране.

«Впервые художники могут без всяких ограничений поделиться по сети своим взглядом на такие чувствительные темы, как власть, надзор, субкультуры, руководство страны, индивидуализм и коллективная уязвимость. В криптоискусстве нет ни цензуры, ни ограниченности в физическом пространстве», — написал на сайте о криптотехнологиях Decrypt журналист Кун Шуяо.

Интересы китайского правительства зачастую сталкиваются с художественными и творческими навыками отдельных личностей. В таких условиях криптоискусство может дать креативным авторам новое поле для экспериментов, в котором не нужно получать разрешение на творчество «сверху». Именно такая возможность ценится художниками больше всего.

«В краткосрочной перспективе на рынке NFT-картин возникнет пузырь. Однако я читаю, что в долгосрочной перспективе это многообещающее направление», — резюмирует Аллен Ын.

Подготовил Андрей Дагаев

 

scroll to top