С 22 по 29 апреля на главных киноплощадках Москвы проходил 43-й Московский международный кинофестиваль. Команде ЭКД удалось побывать на одной из частей фестиваля, которая называется «Кинематограф Китая: женский взгляд». Здесь московским зрителям было представлено сразу несколько фильмов Китайского фестиваля женского кино, который проводится ежегодно с 2013 года и освещает важные социальные и духовные темы современного Китая.
В этот раз фильм гонконгского режиссера Норрис Вонг «Золотой город» (金都 Jīndū My Prince Edward) считается одной из сильнейших представленных кинокартин. Он рассказывает историю молодой девушки Фонг, которая семь лет и восемь месяцев встречается с парнем по имени Эдвард. Они живут в гонконгском районе Принц Эдвард (太子) и вместе работают в свадебном торговом центре «Золотой город».
Жизнь главной героини проходит в тумане: съемная квартира прямо над надоевшим «Золотым городом», ревнивый и инфантильный бойфренд, да еще его мама, перетягивающая на себя внимание и любовь сына. Интересно, что в кадре режиссер всегда ставит маму между парнем и девушкой, недвусмысленно указывая на источник основных проблем.
Именно мама заставляет детей жениться: под ее напором Эдвард делает Фонг предложение, не понимая, как это глупо. Фонг ошарашена, и не потому, что предложение поступило на восьмой год отношений. Проблема в том, что она уже официально замужем. 10 лет назад она заключила фиктивный брак с незнакомым ей материковым китайцем Яном. Она получила деньги и независимость от родителей, а он — возможность в дальнейшем оформить гонконгскую визу и уехать жить в Лос-Анджелес.
После нелепого предложения руки и сердца сюжет развивается стремительно. Фонг находит фиктивного мужа, они договариваются вместе пройти собеседование на получение визы и потом сразу развестись. В процессе молодые люди узнают друг друга ближе: «муж» оказывается амбициозным, веселым романтиком, мечтающим о свободной жизни в США. Полная противоположность жениху Эдварду, который все время играет в видеоигры на диване и не хочет съезжать из маленькой съемной квартирки.
По ходу фильма квартирный вопрос для Фонг все теснее переплетается с любовным. Мама Эдварда предлагает купить для молодых съемную квартиру в качестве свадебного подарка. Здесь у девушки начинают открываться глаза: «Можно снимать любую квартиру, но покупка своего жилья — это серьезно. Так же и с браком. Встречаться можно с любым идиотом, а чтобы выйти замуж, нужно хорошо подумать». Фонг сомневается, хочет ли она торопиться с разводом ради нового, по сути, тоже «фиктивного» брака? Любит ли ее на самом деле «принц Эдвард»?
«Он не любит меня. Если бы ему пришлось выбирать: умру я в авиакатастрофе или изменю с тобой, он точно выбрал бы первое», — делится с Яном Фонг.
Зрителю ясно: режиссер не хочет для девушки брака с Эдвардом. Но Фонг нужно еще через многое пройти, чтобы окончательно решиться на выход из восьмилетнего анабиоза.
Череда событий — невольное сравнение «мужа» и «жениха», сильнейшее сопротивление жизни в осточертелом районе и постоянные вмешательства мамы Эдварда в быт и отношения молодых людей делают свое дело. Фонг сбегает из Гонконга на материковый Китай: просто встретиться с Яном, просто подумать — в душе у девушки появляются силы на перемены.
В последней сцене девушка ест лапшу под неумолкающие сигналы однотипных сообщений Эдварда: «ты где?», «милая», «аааа», «ответь мне». Лицо ее спокойно, она заходит на сайт мебельного магазина и покупает большой кухонный стол, который не влезет в съемную квартирку. Зритель понимает: выбор сделан, Фонг поставит этот большой стол в своем новом доме. Никто не знает, где она будет жить, но точно не рядом с «Золотым городом».
Тема свадьбы vs тема любви
Свадебная атрибутика — весомая часть атмосферы фильма. Приглашения, китайские традиционные свадебные фотосессии, обсуждения масштабных семейных банкетов — все это с первых кадров врывается в сюжет и начинает раздражать зрителя.
Режиссеру удалось показать масштабную индустрию китайских свадеб с неприглядной стороны. Поначалу кажется, что сама Норрис Вонг не очень хорошо относится институту брака в целом. Ее словами в начале фильма говорит свободный и амбициозный Ян: «Женятся только дураки». К концу мы понимаем, Норрис Вонг не высмеивает брак, она высмеивает неискренность в любом ее проявлении и стремится показать жизнь, как она есть.
Ни один из героев не получает «желаемого». Фонг не успела развестись, Ян не получил билет в США (вместо этого он женится на беременной девушке), Эдвард потерял объект почитания, а его мама не погуляла на свадьбе сына. Такой итог не расстраивает зрителя, а заставляет задуматься: нужно ли им все это было?
Фильм Норрис Вонг оказался завлекающей историей с глубоким смыслом и отличным юмором. Во время показа зрители искренне смеялись, а в конце все дружно аплодировали.
О фильме и режиссере
Получив степень по биологии, Норрис Вонг отучилась в академии кино Гонконгксого баптистского университета (香港浸会大学 Xiānggǎng jìnhuì dàxué). Фильм «Золотой город» стал ее первой режиссерской работой, был номинирован на 8 наград Гонконгской киноакадемии и получил приз в номинации «Лучший режиссерский дебют».
Такой успех можно объяснить и живым общественным запросом, и всепробивающей искренностью получившейся картины. Вонг и сама призналась, что этот фильм для нее очень личный:
«Я только что посмотрела киноадаптацию «Маленьких женщин» Греты Гервиг 2019 года. Там редактор книги сказал Джо, как именно нужно закончить ее книгу — выдать главную героиню замуж. Почти то же самое мне говорят и мои продюсеры», — закатывает глаза Норрис.
В предыдущих своих работах («Падение», 2013, и «От сюда до туда», 2012), она выступала в качестве сценариста, и сама признается, что видит в себе скорее писателя, чем режиссера. Но «Золотой город» стал слишком особенной работой, и она не могла доверить ее воплощение никому другому.
Полина Ширяева