Методы воспитания в Китае постепенно смягчаются: современные родители уже не так требовательны к детям в плане учебы. Однако высокая конкуренция в китайском обществе ставит их в жесткие рамки, пишет антрополог Сюй Цзин в статье для Sixth Tone.
В 2011 году я вместе с ребенком вернулась из США в Китай, чтобы проводить исследования в одном из шанхайских дошкольных учреждений. Тогда я жила на две страны, и для меня осмысление методов воспитания было невероятно интересным опытом.
В тот год вышел неоднозначный бестселлер американки китайского происхождения Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы». Описанные в книге строжайшая дисциплина, унижения и осуждения, а также телесные наказания ради хороших оценок активно обсуждались в американском обществе и СМИ.
Для многих на Западе книга стала энциклопедией «традиционных китайских методов воспитания». Вскоре после публикации книгу Чуа перевели на китайский, но с изменениями. В Китае книга вышла с названием «Воспитание детей в США».
Тогда меня очень удивило, насколько холодно книгу приняли в самом Китае. Переехав в Шанхай, я занялась исследованиями в дошкольном учебном заведении и решила узнать мнение о книге матерей воспитанников детского сада.
К моему удивлению, все они утверждали, что содержание книги не совпадает с их личными взглядами на воспитание. Напротив, подход «матери-тигрицы» показался им угнетающим и неправильным.
Я и сама разделяла их точку зрения. На мой взгляд, книга вобрала в себя все негативные западные стереотипы о китайских родителях и их методах воспитания. Эти заблуждения давно не имеют ничего общего с реальностью.
В своих исследованиях я хотела проанализировать методы воспитания в современных китайских семьях. Я хотела выяснить, каких качеств, если не слепого повиновения, ждут от своих детей родители в Китае 21 века?
Ранее антрополог Дэвид У уже проводил исследование на эту тему в 1990-х годах в Шанхае. Тогда, по результатам опроса шанхайских семей, первое место среди самых желанных качеств у ребенка заняло «послушание». По мнению исследователя, в тот период сильное влияние на родителей оказывал традиционный китайский менталитет и страх избаловать ребенка.
Результаты моего исследования кардинально отличались: 41% респондентов хотели видеть своих детей «общительными», затем родители называли такие качества, как «доброта и умение заботиться о других» и, наконец, «самостоятельность». Покорность была последней в списке по популярности: ее назвали лишь 2% опрошенных.
Мое исследование отразило изменения в китайском представлении о «хорошем ребенке». Боязнь избаловать детей лишним вниманием все еще присутствует, но авторитарный стиль воспитания давно не приветствуется. Сейчас в воспитании все больше внимания уделяется социальным навыкам и независимости.
Однако не стоит расценивать эти процессы как движение в сторону так называемых «западных» стандартов. Многие китайские семьи сознательно изучают опыт Запада в воспитании детей, перенимая при этом только те практики, которые не навредят их детям в культурном контексте Китая. Возьмем социальные навыки: желание родителей развивать их вызвано осознанием, что карьера детей будет зависеть не только от оценок, но и от умения общаться.
В свою очередь под воспитанием независимости имеется в виду не поощрение свободомыслия, а развитие самостоятельности и стрессоустойчивости. Здесь вновь включается боязнь слишком избаловать свое дитя.
Все эти качества необходимо развивать, учитывая ту конкуренцию, с которой детям придется столкнуться в будущем. Однако хотя взгляды родителей становятся более прогрессивными, большинство китайских учебных заведений предпочитает консервативные методы. Родители стараются поощрять самостоятельность и креативность ребенка, но им параллельно приходится идти на компромиссы с образовательной системой, которая продолжает требовать от детей послушания и конформизма.
Одна участница исследования рассказала мне, как ей не понравилось, что преподаватели заставляли 3-летнего сына разучивать сложную хореографию. На изучение танца для обычного детского утренника они потратили почти месяц:
«Это же дети, а не профессиональные танцоры. Было бы так здорово увидеть их непосредственность, а не механические движения. Это больше похоже на шоу роботов», — жалуется женщина.
Несмотря на недовольство, возразить детсаду она не решилась. Разрешить сыну не слушать преподавателей — тем более.
Ригидная образовательная система не единственное препятствие на пути родителей. Многие из респондентов признаются, что им трудно прививать детям нормы этики, видя жесточайшую конкуренцию современного общества. По их мнению, нынешний социальный контекст заставляет людей идти по головам ради достижения целей.
Большинству семей хочется воспитывать в детях доброту и мягкость и защитить их от лицемерия мира взрослых. В то же время многие осознают, что детей необходимо готовить к предстоящим жестким условиям.
Такая ситуация порождает на первый взгляд парадоксальный феномен: отказываясь от жестких методов воспитания внутри семьи, родители вынуждены делать ребенка конкурентоспособным за счет постоянных внеклассных занятий.
Многие нанимают репетиторов и записывают детей на огромное количество частных уроков. Я лично была знакома с семьей, где 5-летний ребенок посещал 8 факультативных занятий в выходной.
Здесь дело не столько в предписываемых Китаю «тигриных» методах воспитания или желании сделать ребенка лучше других. Родители просто вынуждены идти на такие меры, так как хороший ребенок и хороший студент — не одно и то же.
Нельзя утверждать, что опрошенные представители среднего класса из Шанхая отражают картину по стране в целом. Однако можно смело сказать, что переживания родителей об актуальных в современных реалиях методах воспитания для Китая повсеместны. К сожалению, с момента публикации моего исследования эти проблемы только обострились. Китайские родители не хотят оставаться авторитарными «тиграми» и «тигрицами», но они понимают, что в современном мире изнеженные котята не выживут.
Подготовила Анастасия Попова
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.