Искусство во спасение. Как художники могут помочь экономике деревень

Иллюстрация: Чжан Сян, арт-кооперативы Яндэна

За последние 20 лет больше художников начали сотрудничать с сельскими общинами, а кто-то переехал в деревню. Многие начинают зарабатывать на сельском искусстве. Что это: действительно стоящие картины или простое желание протянуть руку помощи малообеспеченным сельским жителям? Об искусстве во спасение деревень рассказывает Sixth Tone.

Слушателям недавнего симпозиума по теме «Развитие сельской местности» представилась необычная возможность. В рамках «Фестиваля искусства желтого персика Яндэн Муюань» им предложили купить «художественный набор» коллектива из поселка Яндэн относительно бедной юго-западной провинции Гуйчжоу. Несколько недель спустя один из участников симпозиума Цзян Цзюнь получил пакет персиков и набор живописных открыток с изображением Гуйчжоу, созданных по образцу знаменитой серии иллюстраций династии Сун «Восемь видов Сяосяна». На картинах художники изобразили пейзажи региона: реальные и вымышленные.

В современном Китае существует разрыв между городской и сельской жизнью. За последние несколько десятилетий люди и капитал постепенно сконцентрировались в экономически развитых городах, а деревни остались в стороне. На рубеже тысячелетий проблему больше нельзя было игнорировать, поэтому китайские академики и политики начали искать варианты решения «трех сельских проблем»: населения, районов и хозяйства. С 2004 года правительство публикует документы, касающиеся данной темы. В последнее время власти осуществляли курс на борьбу с бедностью, развитие и возрождение сельских районов в попытке ликвидировать разрыв между городом и деревней, а в идеале перебросить ресурсы из первого во вторую.

Ключ к успешному перераспределению ресурсов заключается не в материальных вещах, а в людях. Десятилетия миграции привели к острой нехватке человеческого капитала в сельских районах. Только расширяя возможности в селах и обучая местных жителей, Китай может восстановить и возродить деревни. Учитывая серьезность и важность проблемы, неудивительно, что ученые и художники пытаются внести свой вклад в поиск ее решения.

Иллюстрация: Цзяо Синтао, арт-кооперативы Яндэна

В 2012 году художник из Чунцина Цзяо Синтао и группа молодых преподавателей Института изящных искусств провинции Сычуань основали «художественные кооперативы Яндэна». Они сотрудничают с местными жителями над различными проектами художественного и экономического развития.

Такой эксперимент напоминает о первых годах существования Компартии Китая. В конце 1920-х и в 1930-х многие ее члены бежали от правительства Гоминьдана. Они искали убежища и создавали новые революционные базы в отдаленных сельских районах. Оказавшись там, китайские коммунисты попали в затруднительное положение. В отличие от западных марксистских движений, которые зародились и распространились в промышленно развитых городах, китайские партийцы рассчитывали заключить союз с относительно необразованными сельчанами. Только так они могли мобилизовать местных жителей, побудить их к участию в революции и партизанской войне.

Один из первых лидеров Компартии Цюй Цюбай заявлял, что революция носит в первую очередь культурный, а не политический или экономический характер. С одной стороны, городским интеллектуалам нужно было ассимилироваться с сельскими людьми, тем самым претерпев переход от «буржуазных экспертов» к «пролетаризированным интеллектуалам». В то же время им нужно было освободить сельских жителей от феодальных традиций, чтобы превратить их в лучших революционеров и солдат.

После смерти Цюй Цюбая в 1935 году Мао Цзэдун подхватил эти идеи. В своей влиятельной речи на форуме литературы и искусства в Яньане он заявил, что живопись, музыка, театр и кино необходимы для осуществления идеологической реформы как сельских жителей, так и интеллигенции. Искусство могло формировать новых людей и новые сообщества, поэтому было потенциально могущественной революционной силой. Речь Мао вызвала волну художественного и литературного творчества, а также посеяла семена для его долгосрочной инструментализации в Китае, включая упорное неприятие концепции «искусство ради искусства».

Зал выставки и продажи персиков Яндэна в Чунцине. Фото: Чэнь Яньцзы

Сейчас мы наблюдаем следующее: как и у ранних коммунистов, движение за развитие сельских районов в основном заключается в налаживании связей между деревенскими жителями и образованными горожанами. Но если старая схема стремилась превратить сельчан в революционеров и солдат, сегодня их стараются включить в экономические системы современных городов. Одно движение шло по пути пролетарской революции, другое же придерживается логики рыночной экономики.

«Речь не о том, чтобы попробовать местный образ жизни и культуру. Это не сельское строительство в социологическом смысле, не культурная или художественная благотворительность. Дело даже не в том, чтобы принести в деревни современное искусство — здесь нет заранее определенных целей или планов», — описал свою работу основатель арт-кооперативов в Яндэне Цзяо Синтао.

Это типично для современных художников: отвергать определения и инструментализацию искусства. Хотя художники Яндэна использовали термин «кооперативы» в знак уважения к опыту социалистической революции, они больше похожи на небольшую группу по интересам, состоящую из городских и сельских жителей. Отношение к своему делу у местных неоднозначное — есть и наслаждающиеся процессом участники, и критики, и равнодушные прохожие.

Однако кооперативы серьезно изменили стиль работы. Их члены основали новое социальное предприятие — Коммуникационную компанию Chongqing Yangdeng Culture Communication. Горожане начали понимать, что не могут остановиться на бескорыстной эстетической практике и должны помочь сельским жителям получить конкретные экономические выгоды от культуры и искусства. В дополнение к культурным связям отношения между городскими художниками и местными людьми стали приобретать коммерческий оттенок.

Житель деревни и его сын продают персики в Яндэнэ, май 2021 года. Фото: Sixth Tone

Ничего нового в этом нет. В «сельском хозяйстве, поддерживаемом общинами», которое впервые возникло в странах Запада в 1960-х и 1970-х, городские жители начали налаживать партнерство с фермерами, что позволило им покупать свежие и органические продукты у сельских производителей для поставок в города. В Яндэне художники объединились с представителями бизнеса, чтобы продвигать культурный туризм в регионе.

«Искусство ради искусства», как правило, подходит тем, кто имеет больше возможностей тратить время и деньги на культурные мероприятия. Учитывая глубоко укоренившееся неравенство между сельским и городским Китаем, не стоит ожидать, что городские художники с нормальным достатком и сельский рабочий класс будут разделять один и тот же набор художественных идеалов. Возможно, более жизнеспособным подходом является наделение искусства социальными и экономическими функциями.

Тем не менее коммерциализация арт-кооперативов Яндэна не входила в планы создателей в 2012 году. Предали ли художники свою первоначальную цель? Или для них это был способ найти баланс между творчеством и потребностями экономики и людей Яндэна? В данном случае видно, что искусство бывает необходимо для утилитарных целей, будь то развитие туризма или продажа продукции. Нет причин возражать против коммерциализации арт-кооперативов Яндэна, если она проводится на профессиональном уровне. Городские художники долгое время неправильно понимали, чего на самом деле хотят сельские жители — прежде всего экономического роста и улучшения материальных условий, а не абстрактных художественных идей.

Конечно, здесь есть парадокс: искусство должно сохранять определенную аутентичность, иначе оно рискует потерять свое очарование и привлекательность. Однако художники получат больше пространства для самовыражения только после того, как экономические перспективы сельских жителей улучшатся и будут удовлетворены их основные потребности.

Это означает, что необходимо заложить экономические и социальные основы улучшения сельской местности посредством коммерческих проектов, прежде чем такие арт-кооперативы смогут полностью раскрыть свой потенциал. Иногда нужно сначала сделать из искусства инструмент, чтобы потом вернуть все на свои места.

Подготовила Дарья Вишнякова

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top