Репрессии в имперском Китае: как ученые стали мучениками

Репрессии в имперском Китае: как ученые стали мучениками

Фото: SupChina

В Китае расцвет мысли Дунлиньской школы пришелся на 17 век — время правления династии Мин (明朝). Ученые академии Дунлинь (东林书院) запомнились современникам бескомпромиссной позицией в отношении коррумпированной власти. За свои принципы они были готовы отдать жизнь. О том, как подвиг ученых навсегда вошел в историю Поднебесной, рассказывает SupChina.

Истоки движения Дунлинь

Первые упоминания философской школы Дунлинь можно встретить в источниках времен династии Сун (宋朝). Движение возродилось лишь в 1604 году в районе современного города Уси (провинция Цзянсу). Основателем академии считается Гу Сяньчэн (顾宪成), китайский философ-неоконфуцианец.

По словам одного из историков, представители Дунлиня «использовали все влияние, чтобы сместить с государственных постов недобросовестных чиновников». Другой утверждал, что ученые «добровольно сдавались в руки палачей, и их кровь обагрила страницы истории Китая».

Историк Тим Брук считает зарождение школы Дунлинь одним из последствий затяжного политического кризиса времен поздней Мин. Речь идет о правлении императора Ваньли (万历) — одного из самых неэффективных политиков за историю Китая. Когда он отошел от участия в политической жизни, власть перешла в руки его супруги, фавориток и евнухов, что привело к расцвету коррупции.

Академия Дунлинь, Уси, провинция Цзянсу. Фото: ThinkChina

Те, кто пытался повлиять на ситуацию законным путем, сталкивались с полным бездействием судов. Таким образом для всех заинтересованных в улучшении политической ситуации, Дунлинь стал лучом надежды на перемены. Главной целью протестующих ученых было искоренение коррупции. Несмотря на недостаток четко сформированной позиции, академики провозглашали себя «совестью власти».

Академия Дунлинь представляла собой частное образовательное учреждение. В институте функционировали объединения ученых-мыслителей, напоминающие политические партии, чьей целью было влияние на государственные дела. Обескураженные моральным и фактическим упадком императорского двора ученые мужи собирались для дискуссий на злободневные темы.

Академия Дунлинь. Уси, провинция Цзянсу. Фото: China Daily

После смерти императора в 1620 году воля к власти и сила движения возросли. Получив большее влияние, академики настаивали на возращении императорского двора к моральным устоям. Мало кто мог приблизиться к высоким стандартам ученых, а на компромиссы они не шли.

Конец правления Ваньли многие встречали с надеждой на долгожданные перемены. Однако исход был иным: вскоре в стране начались волнения. Наследный принц Тайчан (泰昌) был отравлен советником и через месяц скончался. Следующим императором стал 15-летний Тяньци (天启).

Император Тяньци, 1605 — 1627. Фото: dpm.org.cn

Описывая эпоху его правления, современники отмечают два ключевых факта. Первый: юный император не интересовался политикой и был «в высшей степени некомпетентен». Второй: Тяньци был бесконечно предан придворному евнуху Вэй Чжунсяню (魏忠贤) и своей кормилице госпоже Кэ (客氏). Во многом они заменили ему родителей. Так как Тяньци не хотел заниматься государственными делами, вся власть перешла к Вэй и Кэ.

Участь лидеров движения

Видя, как новый правитель полностью повторяет поведение предыдущего, дуньлиньские ученые вновь запротестовали. Их нападки в сторону формально правящих фаворитки и евнуха были пронизаны сексизмом и чувством морального превосходства. Академики хотели заставить Тяньци взять правление в свои руки — как предписывают ценности конфуцианства.

Чжоу Цзунцзянь (周宗建), один из лидеров движения, опрометчиво обвинил Тяньци в отнюдь не сыновьей привязанности к бывшей кормилице. Вэй и Кэ, пользуясь благосклонностью императора, смогли сохранить власть и отомстить ученым. Чжоу Цзунцзяня арестовали и подвергли жестоким пыткам.

После трех недель истязаний лидера мятежников казнили. Публично было объявлено, что Чжоу скончался «от болезни». Местные чиновники заставили семью убитого выплатить все долги.

Чжоу Шуньчан, 158— 1626. Фото: m.duitang.com

Современникам также запомнился арест другого лидера Дунлиня — Чжоу Шуньчана (周順昌). Чжоу активно выступал за нравственность и прозрачность в государственных делах. Студенты академии и чиновники его родного города Сучжоу (провинция Цзянсу) видели в нем главный пример для подражания.

Весной 1925 года Чжоу взяли под стражу. Жители Сучжоу окружили военных и стали забрасывать их камнями и обломками черепицы. Как минимум один офицер погиб. Сопротивление города было настолько сильным, что увезти Чжоу удалось только через 8 дней. По итогам политических преследований скончались 13 лидеров движения.

Репрессии и пик могущества Вэй Чжунсяня

С 1625 по 1627 год Вэй Чжунсянь пытал и казнил одного мятежника за другим. Сначала пленников публично арестовывали и в клетках провозили по улицам города на показ толпе. Последующие пытки и казни, напротив, старались держать в тайне.

Вэй Чжунсянь, 1568—1627. Фото: laoziliao.net, Baidu

Многие аресты были встречены народными бунтами, однако могущество евнуха было безграничным. К 1627 году Вэй стал официальным соправителем Тяньци. Все императорские указы издавались под их двумя именами. В честь Вэй Чжунсяня возводились десятки храмов, и даже победу над маньчжурами приписали ему. Не имея оппонентов, Вэй Чжунсянь объявил движение Дунлинь безнравственной шайкой преступников, сеющей дурные идеи.

На пике власти Вэю не было даже 60 лет. Никто не мог предсказать, как долго продлится его эпоха.

Падение евнуха

В сентябре 1627 года 21-летний Тяньци внезапно умирает. Ходили слухи, что Вэй пытается захватить власть, однако он этого не сделал. На трон взошел 17-летний брат покойного императора, Чунчжэнь (崇禎).

С появлением нового правителя, все, кто страдал от произвола Вэй Чжунсяня, воспрянули духом. Дворец наводнили жалобы и доносы, евнуха обвиняли во взяточничестве и распутстве.

Император Чунчжэнь, 1611—1644. Фото: Sohu

Новый император внял мольбам подданных. 8 декабря 1627 года Вэй Чжунсяня выгнали из дворца. Мало кто сомневался, что казнь евнуха отложили лишь из уважения к недавно усопшему Тяньци. Покидая дворец, Вэй Чжунсянь остановился на ночь в небольшом городке в провинции Хэбэй, где покончил с собой.

После смерти Вэй Чжунсяня движение Дунлинь вернулось к жизни. В марте его тело эксгумировали, чтобы провести ритуал с расчленением. Это стало посмертным отмщением евнуху за годы произвола.

Самоубийство Вэй Чжунсяня предвосхитило судьбу императора Чунчжэня: через 17 лет он также покончил с собой. Он был последним императором династии Мин.

Табличка на входе в академию Дунлинь. Фото: China Daily

Несмотря на моральные принципы и добродетель, представители Дунлинь зачастую не могли предложить империи практических решений для ее проблем. Как отмечает историк Джон Дардесс, современники сходятся во мнении, что ученым не стоило политизировать добродетель.

«Ценности последователей школы Дунлинь, и то, через что им пришлось пройти, их отстаивая, достойны вечной памяти. Однако их деятельность привела не к спасению династии, а к ее краху. С этой точки зрения они заслуживали порицания», — считает эксперт.

Подготовила Анастасия Попова

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

Поделиться: