Длинные ногти в Китае: былая популярность и символизм

Длинные ногти в Китае: былая популярность и символизм

Императрица Цыси. Фото: Freer Gallery of Art, Sixth Tone

В Китае длинные ногти на руках несли важную символику. Об этом свидетельствует «Канон сыновней почтительности» (孝经), приписываемый Конфуцию. В тексте говорится, что тело, волосы и кожа дарованы родителями, поэтому человек не имеет права что-либо менять или портить. Сам Конфуций на портретах тоже часто изображен с длинными ногтями, рассказывает World of Chinese.

В стихотворении «Песня в полночь» поэтессы Чао Чай (晁采), написанном в эпоху Тан (618–907 гг.), лирическая героиня задумчиво смотрит на улицу и тоскует по любимому. Размышляя, как лучше показать всю глубину чувств, девушка решает преподнести ему подарок. Вместо любовных писем или украшений, она дарит самое сокровенное — свои состриженные ногти в красивом шелковом мешочке.

Точных сведений о том, когда именно китайцы приобрели привычку отращивать длинные ногти, не сохранилось. Первые упоминания об этом относятся к периоду Воюющих царств (475–221 гг. до н. э.). В трактате одного из крупнейших теоретиков легизма Хань Фэя рассказывается, как правитель Чжао царства Хань решил проверить своих слуг на честность. Он сообщил, что потерял ноготь с пальца руки и хочет его найти. Многие слуги отрезали свои ногти и отдали Чжао. Он выгнал слуг, поскольку они будут прибегать к нечестным методам, чтобы получить расположение правителя.

Конфуций. Изображение: Topic Images, People Visual

Мужчины и женщины из высших слоев общества отращивали длинные ногти как символ богатства: это показывало, что им не нужно трудиться руками. Однако некоторые высокопоставленные люди все же стригли ногти, несмотря на конфуцианский принцип сохранения первозданности тела. Согласно «Анналам Люй Бувэя» (呂氏春秋), написанным в период Воюющих царств, правитель Чэн Тан эпохи Шан (1600–1046 гг. до н. э.) принес в жертву волосы и ногти, чтобы попросить у неба дождя во время засухи.

Культ длинных ногтей привел к появлению традиций и суеверий, связанных с уходом за ними. Известный доктор Сунь Сымяо эпохи Тан пришел к выводу, что подравнивать ногти можно лишь в пять определенных дней в году. Когда люди умирали, им обрезали ногти и закапывали рядом. Согласно «Книге обрядов» (礼记) эпохи Чжоу (1046–256 гг. до н.э.), ногти помещали в гробницу умершего или хоронили отдельно вместе с покойным. Это был сыновний подарок родителям и предкам в потусторонней жизни. Ногти также могли служить символом привязанности. В произведении «Сон в красном тереме» 18 века умирающая служанка решила отрезать свои длинные ногти и подарить их главе семейства в знак уважения и преданности.

Женщины часто украшали ногти, используя специальный лак из смеси яичного белка, пчелиного воска и лепестков цветов для придания цвета. Такой дизайн ногтей достиг пика популярности во времена Тан. По легенде, любимая наложница императора Сюань-цзуна и одна из самых красивых женщин древности Ян Гуйфэй родилась с красными ногтями, что и ввело моду на лаки при дворе.

Портрет императрицы Цыси. Художник: Katharine Carl, Freer Gallery of Art

Ногти считались настолько ценными и росли так долго, что их защита имела большое значение. В периоды Мин и Цин женщины из высших слоев общества использовали специальные накладки на ногти как в качестве защитного приспособления, так и аксессуара. Эти изогнутые, похожие на когти предметы, изготавливались из металла, ракушек и даже нефрита. Для украшения на поверхность накладок наносились различные узоры. Самым популярным рисунков были пионы, поскольку они символизировали удачу и богатство. Чаще всего аксессуар носили на безымянном пальце или мизинце, чтобы показать высокий статус.

Самой известной обладательницей длинных ногтей была вдовствующая императрица Цыси, де-факто правившая с 1835 по 1908 год. По современным меркам уход за ногтями стоил женщине более 30 млн юаней ($4,7 млн) ежегодно. Это стало символом расточительного и отстраненного правления в последние годы Цин, что в конечном итоге ускорило развал и упадок эпохи. Лидер восстания тайпинов Хун Жэньгань (洪仁玕) в своем труде 1859 года «Новое сочинение в помощь управлению» (资政新篇) раскритиковал одержимость длинными ногтями как «экстравагантную и бессмысленную».

Защитные накладки для ногтей исчезли после падения Цин в 1911 году. Хотя лаки и маникюр остаются в моде и по сей день, лучше все же воздержаться от повторения поступка героини стихотворения Чао Чай и не дарить любимому человеку обрезанные ногти.

Подготовила Дарья Вишнякова

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

Поделиться: