В этом году в программу Берлинского международного кинофестиваля вошло два фильма, снятых в материковом Китае. Это трогательная драма о любви и человеческом достоинстве и личный документальный травелог. Чем «Возвращение в прах» и «Джетлаг» заслужили внимание европейских критиков, рассказывает Radii China.
Возвращение в прах (Return to Dust 隐入尘烟)
Картина «Возвращение в прах» стала единственной лентой китайского производства в основной программе фестиваля. Это пятый фильм 39-летнего режиссера Ли Жуйцзюня, чьи заслуги уже признавались в Каннах и на Берлинале.
«Возвращение в прах» рассказывает о двух изгоях, решивших заключить фиктивный брак. В фильме нет брачных клятв или церемоний, только семейная рутина. Совместный быт супругов, изо всех сил пытающихся жить достойной жизнью, перерастает в желание заботиться друг о друге.
«Возвращение в прах» снимали в провинции Ганьсу, недалеко от мест, где вырос режиссер. Почти все актеры снимались в кино впервые. Многие из них — земляки Ли Жуйцзюня, а некоторые приходятся режиссеру родственниками.
Хай Цинь, исполняющая роль главной героини, — единственная профессиональная актриса в фильме. Она активно снималась в кино еще в 2000-х и сейчас широко известна в Китае. У Жэньлинь, играющий ее супруга, в реальной жизни — простой фермер.
Поскольку в этом году никто из съемочной группы не смог посетить фестиваль лично, режиссер заранее записал небольшое интервью вместе с главными актерами для предпоказа.
«Рад, что вы сможете увидеть этот фильм. Я в нем сыграл фермера, но в обычной жизни я тоже фермер. Если выбирать между ведением хозяйства и актерским мастерством, то на ферме я все-таки справляюсь получше. Я старался отнестись к своей роли так же, как я отношусь к урожаю на своей земле. Я о нем забочусь и расту вместе с ним. И я правда счастлив, что вы посмотрите наш фильм», — делится У Жэньлинь в заранее записанном ролике для Берлинале.
В своей картине Ли Жуйцзюнь хотел рассказать о жизни простых китайских крестьян. При помощи ряда кинематографических приемов ему удалось передать эстетику незамысловатой сельской жизни. Важную роль также сыграла проникновенная музыка иранского пианиста и композитора Пеймана Язданьяна (Peyman Yazdanian).
В фильме тяжелые условия жизни на северо-западе страны представлены почти идиллически. Эстетика и сюжет кино может напомнить некоторых представителей «пятого поколения» китайских режиссеров (Чэнь Кайгэ, Тянь Чжуанчжуан и Чжан Имоу). Им удалось выйти на глобальный рынок, снимая фильмы, визуально сосредоточенные на земле. Все они обучались ремеслу после культурной революции и получили признание на самых престижных международных кинофестивалях.
«Возвращение в прах» — очень приземленная картина. В то же время она рассказывает о человеческом достоинстве и о том, что оно есть даже у тех, кто подвергался унижениям. Также фильм демонстрирует реалистичную эстетику физического труда, что в современных китайских фильмах можно увидеть не так часто. Режиссер заставляет аудиторию эмоционально привязаться к исчезающим пейзажам Китая и позволяет лучше понять местный социальный контекст.
Картину можно назвать неторопливой душераздирающей элегией человечеству. Возможно, именно поэтому «Возвращение в прах» нашло отклик у европейских кинокритиков. По их оценке, фильм рисует пасторальную картину жизни вдали от городской суеты. Запечатленная попытка двух всеми брошенных людей обрести свое счастье заставляет зрителя окунуться в давно ушедшую простоту.
Многие зрители и критики назвали «Возвращение в прах» одним из лучших фильмов на Берлинале-2022. После премьеры на фестивале картину быстро подхватили европейские дистрибьюторы.
Джетлаг (Jet Lag 错落斑驳的)
Кинематографистка из Ханчжоу, Чжэн Лу Синьюань, представила на фестивале личную документальную картину «Джетлаг». Показ ее фильма состоялся в рамках Форума Берлинале, участников которого отбирает институт кино и видеоискусства Arsenal.
Чжэн успела заявить о себе в мире кино не только в Китае. К примеру, она получила награду за креативность на международном кинофестивале FIRST в Синине (провинция Цинхай). Также в копилке Чжэн есть награда Роттердамского кинофестиваля, которую она получила два года назад за фильм «Облако в ее комнате».
Фильмы Чжэн Лу Синьюань отличаются перманентной черно-белой палитрой. Травелог «Джетлаг» не имеет четкого нарратива и просто фиксирует поток ее мыслей. В нем параллельно разворачиваются две сюжетные линии: разгадка семейной тайны и жизнь Чжэн в условиях локдауна. Семейная тайна связана с путешествием ее семьи в Мьянму. Когда-то прадед Чжэн отправился в эту страну, чтобы стать буддийским монахом, но так и не вернулся в Китай.
Первая часть фильма преимущественно снята на портативную видеокамеру. В ней зрители видят фрагменты жизни прадедушки Чжэн на чужой земле. Затем Чжэн и ее партнер возвращаются в Китай, где им приходится расстаться из-за карантина.
Теплые сцены семейной жизни за границей по возвращении в Китай сменяются одиночеством и глубокой рефлексией. Чжэн вслух размышляет о чувствах, сексуальности, политике в Мьянме и отсутствии отца. На первый взгляд никак не связанные мысли постепенно сплетаются в одну историю.
Спойлер: в финальной сцене члены семьи Чжэн вместе изучают английский. Съемка таких моментов отражает ее профессиональный способ исследования языка, общения и эмоциональной близости. Зритель может увидеть, что семье Чжэн трудно выражать чувства на родном языке, однако на иностранном их общение внезапно становится более непринужденным.
К концу ленты становится ясно, что «Джетлаг» — это попытка Чжэн исследовать собственные воспоминания и эмоции. Все средства от проката фильма пойдут пекинской компании Radiance Films. «Джетлаг» однозначно привлечет внимание международной аудитории, так как на счету Radiance уже есть несколько достойных артхаусных лент. В их числе такие картины, как Memoria (2021) и Summer Blur (2020).
Подготовила Анастасия Попова
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.