ЭКО-скандал: репродуктивные права китаянок на примере судебного иска

Фото: SupChina

В Китае обсуждают спорный в плане этики судебный иск. В городе Чанша (провинция Хунань) вдова подала в суд на медучреждение. Врачи запретили ей использовать для ЭКО замороженные эмбрионы, оплодотворенные ее покойным супругом. Суд вынес решение в пользу вдовы, однако обоснование и формулировка вердикта вызвали гнев общественности. Подробнее о скандале рассказывает SupChina.

В 2020 году истица Цзоу и ее супруг Чэнь вместе наблюдались в центре планирования семьи. В результате проведенных процедур пара получила 4 жизнеспособных эмбриона, которые они заморозили, чтобы было достаточно времени подготовиться к беременности. В мае 2021 года супруг Цзоу скоропостижно скончался, однако женщина не оставила надежду стать матерью. Цзоу посоветовалась с родителями Чэня и решила использовать эмбрионы. Медцентр отказал Цзоу в предоставлении услуги.

Свое решение сотрудники объяснили законодательством. Сейчас помощь в экстракорпоральном оплодотворении предусмотрена только для гетеросексуальных пар, состоящих в браке. С 2001 года проведение подобных процедур для одиноких китаянок незаконно. К примеру, они не могут заморозить собственные яйцеклетки и воспользоваться процедурой ЭКО. Тем не менее, если неженатый мужчина захочет заморозить свой биологический материал, то сможет сделать это беспрепятственно.

По словам Цзоу, она лишь хотела «осуществить волю покойного супруга, продолжив род его семьи». С точки зрения медцентра, технически она уже была незамужней, а поэтому ЭКО в ее случае незаконно.

16 мая 2022 суд обязал медцентр предоставить Цзоу все требуемые услуги. По мнению суда, Чэнь при жизни был непосредственно вовлечен в создание эмбрионов, поэтому запрет на ЭКО не может распространяться на его вдову.

Китайская судебная система не построена на прецедентах. Иск Цзоу — знаковое событие. Решение суда вызвало дискуссии о правах на ЭКО для тех, чей партнер ушел из жизни после заморозки эмбрионов. Также встает не менее важный вопрос: кто из партнеров получает право на эмбрионы в случае развода.

Общественная реакция

Большинство людей согласилось с решением суда, но бурю негодования вызвало то, как суд интерпретировал китайское законодательство.

«Законодательные ограничения должны остаться в силе, поскольку без них женщины будут самостоятельно заводить детей. Таким образом они смогут избежать вступления в брак и уйти от семейной ответственности. Данные меры также призваны защитить институт семьи и традиции нашей нации», — утверждает суд.

В решении суда истица Цзоу представлена как достойный пример для всех китаянок. Ее иск, по мнению судей, не только «продемонстрировал любовь к супругу и желание стать матерью», но и «стал воплощением ключевых ценностей национальной культуры». В Weibo подобные цитаты вызвали гнев комментаторов. Особое негодование выразили женщины, которые не считают брак обязательным условием для рождения детей:

«То есть я не могу завести ребенка для себя, но вы будете рады, если я заведу его ради своего мужа?» — спрашивает одна из пользовательниц Weibo.

«Когда женщина в одиночку воспитывает ребенка, она берет на себя все соответствующие обязанности. Что вы имеете в виду под уходом от семейной ответственности? То, что женщины обязаны обслуживать своих мужей?» — гласит другой комментарий.

Дискуссии на тему репродуктивных прав китаянок не утихают годами. Женщины в Китае все позже выходят замуж, если вообще не отказываются от этой идеи. Этот спор давно превратился в противостояние прогрессивных женщин, выступающих за равноправие полов, и консервативных политиков, отстаивающих патриархальный авторитаризм.

Несправедливая политика

Китаянки, желающие завести ребенка вне брака, считают запреты на ЭКО сексистской дискриминацией. Многие эксперты также утверждают, что подобная политика подрывает попытки самого государства восстановить рождаемость. Действующие ограничения репродуктивных прав были введены 20 лет назад. Они не имеют никакой связи с сегодняшним днем и должны быть скорректированы.

Однако правительство твердо стоит на своем. В глазах чиновников мужчины — это основа семьи, ячейки традиционного общества. Опираясь на нее, можно контролировать общественные процессы и популяцию. Любые послабления, по их мнению, приведут к нежелательным последствиям.

К примеру, многие опасаются суррогатного материнства и незаконной торговли яйцеклетками. Также есть мнение, что подобные ограничения позволяют контролировать женщин и их репродуктивную функцию. Запирая их внутри брака, будет легче держать популяцию под контролем.

Некоторые китаянки активно сопротивляются подобной политике. В 2018 году жительница Пекина подала иск против медучреждения, отказавшего ей в заморозке яйцеклеток. Причиной отказа послужило ее семейное положение — Тереза Сюй была не замужем. Суд принял жалобу на рассмотрение, но вердикт до сих пор не озвучен. Каким бы ни был исход дела, китаянкам еще предстоит приложить немало усилий, чтобы достичь репродуктивной независимости.

Подготовила Анастасия Попова

Также читайте на ЭКД:

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top