Дай Сяньцзин с детства мечтала стать художницей, однако ее стремление к искусству воплотилось немного иначе. Сейчас она создает арт-контент, посвященный взаимоотношениям людей, города и природы. Главный фокус ее последних работ — образ жизни одиноких китаянок. Девушка с легкостью комбинирует навыки фотосъемки и видеомонтажа. Подробнее о творчестве Дай Сяньцзин рассказывает Radii China.
Дай Сяньцзин родилась в Нанкине (провинция Цзянсу) в 1988 году, но сейчас живет в Пекине. Девушка называет себя visual animal — все ее работы, даже тексты, изобилуют яркими визуальными образами.
Ее первая работа — редактор в шанхайском журнале The Outlook Magazine. В нем девушка вела колонку, посвященную фотографии. Этот опыт помог Дай развить ее творческий вкус и подарил массу знакомств с зарубежными коллегами. Также работа в издании заставила ее более серьезно относиться к фотографии в целом.
В университете девушка много экспериментировала с пленкой и DSLR-камерами. По-настоящему много снимать она начала после 2009 года, когда компания Apple пришла на рынок Китая. Сейчас для съемки Дай использует айфон и зеркальную камеру. По словам девушки, ее творческий процесс невозможно представить без айфона. Смартфон позволяет мгновенно запечатлеть все нужные моменты, а полученные кадры полностью отвечают ее эстетике.
«Если на вашем смартфоне включен GPS, все ваши снимки автоматически сохраняются на мировой карте. В этом смысле айфоны выполняют роль архивов наших личных историй», — считает Дай.
Девушка равняется на таких культовых фотографов, как Уильям Эглстон, Стивен Шор и Марсель Дюшан. По мнению последнего, «любой обыденный предмет может стать произведением искусства лишь по желанию художника».
Как и что снимает Дай Сяньцзин
Хорошее фото, по мнению Дай, должно быть либо красивым, либо отражать какой-то значимый момент. Фотография, на ее взгляд, фрагментарна, однако серия снимков способна создать более интересный нарратив. На сегодняшний день девушка выпустила два таких проекта: Women at Home, на основе которого также создан документальный фильм, и Trees Whisper.
Идея о создании Trees Whisper впервые возникла в 2012 году. Проект составляют снимки кроны деревьев в разных локациях и условиях. Дай обожает природу и мгновенно влюбляется в каждое увиденное дерево. С растениями у девушки особая связь: ощущение, словно они понимают и принимают ее.
«Съемки деревьев для меня — терапевтический и духовный процесс. Думаю, у них есть религиозное значение. Все деревья прекрасны, у каждого свой характер. А еще они всегда растут только вверх. У меня есть ощущение, что я с ними общаюсь. Это мой личный способ исцеления», — делится фотограф.
Большая часть фотографий Дай сосредоточена на природе и городской жизни. Идея Women at Home стала ее первой портретной серией. Проект стартовал в 2016 году под рабочим названием Thirties As Waves.
В тот год 28-летняя Дай только что пережила расставание и училась жить одна. Она начала документировать сцены из повседневной жизни таких же одиноких девушек. На сегодняшний день в проекте приняли участие 44 модели, их возраст варьируется от 31 года до 73 лет:
Дай обожает путешествовать. По ее мнению, поездки создают волшебное ощущение неизвестности и причудливости происходящего. Девушку очаровывает поиск чего-то общего с новым местом. Исследуя новые локации, Дай сохраняет свой опыт при помощи фотографии.
В 2016-м девушка провела 20 дней в Нью-Йорке. Через два года она опубликовала фотокнигу Whatever New York. За три месяца Дай удалось продать почти 500 экземпляров. В будущем она надеется выпустить серию снимков под названием Placesplaces или A Place of Nowhere, где будут собраны фотографии из всех мест, в которых она побывала.
Тема одиночества
Несмотря на открытый характер Дай, ее работы пронизаны темой одиночества и отчуждения. По ее словам, такая тематика раскрывает другую часть ее личности.
«Все мы ищем свое место в этой вселенной. Мои работы отражают чувство неопределенности, витающее в наших умах. Люди абсолютно самодостаточные и в то же время одинокие существа», — считает фотограф.
В нью-йоркской серии есть три снимка, которые Дай любит больше всего. Они демонстрируют уязвимость, незначительность и невежество людей в современном мире.
Первое фото сделано в Центральном парке Нью-Йорка. Играющие дети, мужчина, вытирающий рот, и кто-то загорающий — все они словно существуют в своих отдельных мирах.
«Именно так я и вижу Нью-Йорк. В определенных обстоятельствах здесь можно делать все, что угодно», — рассказывает Дай.
Место действия второго снимка — галерея. Здесь в свете ламп запечатлен некто с пластырем на лице. По словам Дай, этот снимок видится ей сюрреалистичным и таинственным. Он это или она, и чего ждет этот человек с золотыми часами, остается загадкой.
Финальный снимок лучше всего отражает эстетику Дай в целом. Здесь на фоне закатных лучей бизнесмен стоит у светофора на перекрестке. Его галстук драматически развивается. Создается впечатление, что ему трудно найти опору в этом мегаполисе, который многие считают центром мира.
Не имея возможности свободно путешествовать из-за пандемии, Дай смогла адаптироваться. Изменилось ее отношение и к творческому процессу.
«Сейчас я почти не редактирую снимки перед публикацией. Я перешла в фазу «без фильтров». Раньше я стремилась к определенным стандартам изображения, к форматам, точности и стилю. Сейчас я все это отпустила и больше ни о чем не беспокоюсь», — делится девушка.
Последнее время Дай реже занимается съемками, но лишь потому, что занята собственным ростом. Она хочет снимать свою жизнь без прикрас.
«Возможно, лишь отказ от старых правил и привычных форм может вывести твое искусство на новый уровень. То же самое с мировоззрением. По-настоящему качественные работы должны иметь за собой принципиально новые идеи», — утверждает Дай.
Подготовила Анастасия Попова
Также читайте на ЭКД:
- Всего 6 лет опыта: как китаянка начала снимать обложки для Vogue
- Фотопроект Ни Оуян «Китайские девушки в Нью-Йорке» — о жизни китайских эмигранток
- Чэнь Мань: все, что нужно знать о виновнице фотоскандала с Dior
- Китайские старшеклассники 2010-х в объективе школьного учителя фотографии
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.