Бремя ответственности: как образование улучшает жизнь в китайских деревнях

Фото: SCMP

Многие считают, что для жителей деревень образование не представляет ценности. Но это не так. Китайцы в деревнях серьезно относятся к обучению детей, ведь это возможность улучшить положение всей семьи. Ван Чжаосинь, доцент Чжэцзянского педагогического университета, поделился с Sixth Tone своим опытом.

Я вырос в деревушке на севере Китая. Мне постоянно напоминали об ответственности, которую мне придется нести за жизнь моей семьи. Родственники частенько говорили, что никто в нашей семье не стал успешным. Они считали, что я должен посвятить себя учебе, вырваться из деревни и изменить их жизнь.

Программа начальной школы у нас была составлена только до второго класса, поэтому я перевелся в школу в соседней деревне. Нам с одноклассниками приходилось идти по грунтовой дороге, которая при малейшем дожде превращалась в потоки грязи. По пути была река, мы перебирались вброд. В средней школе в ближайшем городке меня ждали ветхие здания, контроль со стороны руководства и издевательства. Родители велели мне серьезно относиться к образованию. Что мне еще оставалось? Приходилось полагаться только на самих себя. Я поступил в старшую школу округа, затем получил докторскую степень по философии в Пекинском педагогическом университете. В начале этого года я нашел работу в университете провинции Чжэцзян на востоке Китая.

Когда я достиг своей цели, то понял, что думаю о своем пути как о редком успехе в китайских деревнях. Но после прочтения исследований Аннет Ларо «Неравное детство» о классах и американской семейной жизни и Роберта Патнэма «Наши дети» о падении восходящей мобильности в обществе я осознал, что мой опыт далеко не уникален. Это неравенство, с которым сталкивается огромное количество детей из неблагополучных семей.

Мое мнение подтверждают исследования за последние годы. Есть даже обновленная версия китайской пословицы о трудностях, с которыми сталкиваются дети из бедных семей в попытке построить карьеру: «знатные дети больше не рождаются в простых семьях» (вероятно, имеется в виду измененная фраза 寒门贵子 hán mén guì zǐ, — прим. ЭКД). Например, социолог У Сяоган в исследовании 2016 года писал, что в престижных китайских университетах учится в четыре раза больше городских детей, чем деревенских. Те, кому удается туда поступить, жалуются на маргинализацию и отношение к ним как к «неудачникам».

Учитывая эти неравные показатели, многие пришли к выводу, что жители деревень больше не видят смысла в образовании. Но мой собственный опыт и исследования деревенских семей говорят об обратном. Независимо от того, насколько велики шансы на успех, в деревнях придают огромное значение образованию и продвижению по социальной лестнице.

Когда я был помладше, моя семья каждый год ездила на могилы предков. Отец стоял у надгробий и клялся, что я буду усердно учиться и прославлю наш род.

Мы были далеко не богаты. Родители работали даже на выходных, а отдыхали только когда шел дождь. Они почти не покупали новой одежды и редко позволяли себе горячие блюда. Чтобы сэкономить деньги, они ели маринованные овощи и паровые булочки, а горячую еду готовили только по выходным, когда я возвращался домой из школы. Они без лишних слов давали мне деньги на обучение.

Значение, которое деревенские семьи, в том числе и моя, придают образованию — это часть глубоко укоренившегося явления в сельской местности. Если ребенок учится хорошо, это повышает социальное положение всей семьи. Сколько я себя помню, взрослые в моей деревне всегда беспокоились за образование своих детей, а их успехи в учебе были главной темой для обсуждения. Все знали, чей ребенок учится лучше и хуже всех. В Новый год и другие семейные праздники взрослые ругали тех, кто плохо учится.

И хотя дети из сельской местности сталкиваются с большим количеством трудностей, из-за такой уникальной культуры в деревнях усердная учеба для нас — главный способ проявить сыновнюю почтительность. Мы делаем все, что в наших силах. У моей семьи было много ожиданий на мой счет, поэтому я старался получить самые высокие баллы на экзаменах. Мои достижения в учебе стали неким социальным капиталом, который мог принести нам одобрение и уважение соседей.

Благодаря интервью с деревенскими детьми, родившимися после 2000-х, я понял, что многие родители в деревнях придают такое же значение образованию отпрысков. Кроме того, у них есть опыт работы в городе, они сильнее ощущают разницу между уровнем жизни в городе и деревне. Именно поэтому они чувствуют еще большую необходимость вкладывать средства в образование детей. Они рассказывают им поучительные истории из своей жизни, чтобы заинтересовать их учебой.

«Наши родители посвятили свою жизнь заработку, — сказал мне 19-летний Чжан из провинции Хэнань. — Все это ради того, чтобы мы могли учиться».

Родители Чжана занимались земледелием в родном городе, но потом нашли работу в административном центре округа. Его мать какое-то время резала рыбу на рынке. Зимой, после целого дня на морозе, ее руки покрывались царапинами и порезами. Она просто заклеивала их пластырем и возвращалась к работе. Многие считали родителей Чжана деревенщинами, но все, чего они хотели — это дать детям хорошее образование, чтобы они могли прожить достойную жизнь.

И хотя «в простых семьях не рождаются знатные дети», мое исследование доказывает, что жители деревень до сих пор считают образование важнейшей ступенью социальной мобильности. Оно помогает им сохранить чувство контроля над собственной жизнью. Именно такое отношение к образованию породило целый ряд социальных явлений, таких как «матери-пэйду» (陪读 péidú матери, которые бросают работу, чтобы следить за образованием детей, — прим. ЭКД), повсеместное репетиторство и взятки за возможность обучения в лучших школах. Жители деревень готовы пойти на все, чтобы обеспечить образованием и мальчиков, и девочек. Они не хотят, чтобы детям пришлось проходить через те трудности, с которыми столкнулись они сами.

Подготовила Алена Рыбченко

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top