Потратить годы жизни в никуда: чем обернулся разрыв контракта Blizzard с NetEase для китайских геймеров

Совместный стенд Blizzard Entertainment и NetEase на конференции в Шанхае в 2021 году. Фото: CGTN

Несмотря на надежды китайских геймеров, Blizzard и NetEase не смогли договориться о продлении лицензии на издание игр в КНР. Это означает, что с 23 января 2023 года большинство сервисов американской компании будут недоступны на территории Китая. Blizzard уже прекратила поддержку онлайн-проектов и многие пользователи не могут обновить подписку, чтобы поиграть в любимые видеоигры. Что станет с внутриигровым имуществом, которое игроки покупали за реальные деньги, пока неясно. Как уход Blizzard повлиял на китайских геймеров, рассказывает ЭКД.

Почему это важно?

Для миллионов китайских геймеров онлайн-видеоигры от Blizzard превратились в альтернативную жизнь: у игровых аватаров есть собственность, строгий распорядок дня и планы на будущее. Китайцы тратили немалые суммы на развитие виртуального персонажа. Например, цены на редких ездовых животных в культовой World of Warcraft одно время достигали 70 тыс. юаней ($10 тыс.). Некоторые тратили на внутриигровые покупки большую часть зарплаты.

С годами вокруг игр Blizzard сформировалась уникальная рыночная экосистема. Игроки научились зарабатывать реальные деньги в виртуальных мирах, предоставляя услуги новичкам и обменивая игровую валюту. Такой доход помогал пользователям справляться с безработицей и неопределенностью на фоне Covid-19.

В 2022 году на ездовое животное, долгое время стоившее 70 тыс. юаней ($10 тыс.), сделали скидку и продавали в наборах за 1688 юаней ($240). Фото: QQ News

Индустрия видеоигр в Китае сопряжена с рисками. Пекин строго контролирует игровой контент, который выходит на внутреннем рынке. В стране запрещены игры со сценами насилия, кровавыми эпизодами и другим контентом, недоступна международная версия Steam. Из-за этого в Китае нечасто появляются игры, в которые влюбляются миллионы игроков. Проекты от Blizzard — это единственные заслуживающие внимания видеоигры для многих китайских геймеров.

Теперь виртуальная отдушина китайцев исчезнет на неопределенный срок, пока американские разработчики не найдут нового издателя в КНР. В сложившихся обстоятельствах возник вопрос защиты прав китайских геймеров. Согласно пользовательским правилам, после 23 января 2023 игроки потеряют доступ ко всей игровой собственности. Тысячи юаней окажутся потраченными впустую, не говоря уже о потраченном времени.

Что происходит сейчас?

Больше всего пострадали игроки самого крупного онлайн-проекта Blizzard — World of Warcraft (WoW). Игра работает по системе pay-to-play и геймерам необходимо оплачивать игровое время по месяцам. Формально WoW продолжает работать в Китае до истечения срока текущих соглашений с NetEase, но на практике продлить подписку на игровое время стало крайне трудно.

Игровые ваучеры стали продавать на вторичных рынках, цена выросла в 1,5 раза. Карточки с игровым временем, которые раньше стоили 360 юаней ($52), теперь можно приобрести за 500 юаней ($72). Одновременно падает стоимость внутриигровой валюты, которая приобретается за реальные деньги. Многие стремятся продать накопленное, пока не поздно. В NetEase заверили, что после истечения контракта с Blizzard игроки смогут оформить возврат средств за внутриигровые ресурсы, купленные за юани, но заявление не успокоило геймеров.

Аналогичная ситуация сложилась и в других проектах Blizzard. Например, в популярной онлайн-стратегии StarCraft приостановили поддержку китайских серверов. В интернете геймерам советуют играть на иностранных серверах, однако при смене региона пользователи потеряют весь игровой прогресс.

Сейчас решить проблемы, возникшие с играми Blizzard, можно с помощью официальных каналов и геймеров-посредников. NetEase помогает продлить игровое время, но рассмотрение заявки проходит долго. Также игроки могут обратиться за помощью в официальный аккаунт Blizzard в WeChat.

Служба поддержки Blizzard работает через аккаунт в WeChat. Скриншот: WeChat

В дело также включились неравнодушные геймеры. Например, известное объединение игроков «Группа G» предоставляет различные услуги, начиная от продажи внутриигрового имущества и заканчивая решением проблем игрового времени и смены серверов. Игроки уверены, что геймерское комьюнити сможет справиться с возникшими неудобствами совместными усилиями.

Что дальше?

В Китае нет законов, определяющих понятие виртуальной собственности. Обычно разработчики регулируют положения, затрагивающее внутриигровое имущество, в лицензионном соглашении. Эксперты сходятся во мнении, что в случае Blizzard временный уход из Китая напрямую не повлияет на виртуальные активы игроков. Аккаунты и данные не могут быть удалены ни Blizzard, ни NetEase. Когда американская студия решит проблему с китайским рынком, игровая информация будет передана новому издателю.

Самой главной проблемой остаются сроки. Маловероятно, что Blizzard найдет издателя в Китае раньше весны 2023 года — студия будет занята сделкой с Microsoft, которая уже год пытается приобрести американскую компанию. Поэтому поиск издателя может затянуться на неопределенное время. При этом виртуальная собственность игроков будет простаивать на серверах.

Геймеры опасаются, что с выходом новых версий игровое имущество обесценится. Это разрушит бизнес многих пользователей и не даст в полной мере насладиться игрой. Кроме того, в Китае по мере роста популярности мобильных игр меньше внимания уделяется большим проектам для компьютеров. Сколько игроков захотят возвращаться в виртуальные миры Blizzard, зная, что ситуация может повториться?

Китай — один из крупнейших рынков видеоигр в мире, который остается привлекательным даже в эпоху пандемии. И хотя до сих пор неясно, сколько времени займет поиск нового издателя, Blizzard однозначно вернется в Китай в будущем.

Владислав Старков

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top