Эхо войны: нерассказанная история лайнера Lisbon Maru от китайского режиссера

Фото: Douban

Документальный фильм «Затопление лайнера Lisbon Maru» вышел в широкий прокат в Китае в сентябре 2024. На популярном сервисе рецензий Douban его оценили на высокие для нехудожественного фильма 9,3 балла из 10. Режиссер Фан Ли (方励) заново открыл одну из трагедий Второй мировой войны. От первых съемок до момента встречи со зрителем в кинотеатре прошло восемь лет. Как из хобби автора получился художественный фильм о большой истории и маленьких трагедиях, рассказывает The Paper.

В октябре 42-го

27 сентября 1942 года вооруженное грузовое судно Lisbon Maru отплыло из Гонконга в Японию. На борту находилось 1816 военнопленных Британского Содружества. В основном это были англичане, но также канадцы, австралийцы, новозеландцы, индийцы и сингапурцы. Все они стали пленниками после битвы за Гонконг в декабре 1941 года. Они были размещены в трех нижних трюмах корабля. Также на судне находилось порядка 800 японских солдат и охранников.

Японская армия нарушила Женевскую конвенцию и не подняла на судне флагов или опознавательных знаков о перевозке военнопленных. После трех дней спокойного плавания судно было торпедировано американской подводной лодкой USS Grouper у острова Дунцзи, части архипелага Чжоушань в восточной провинции Чжэцзян в Китае.

Вверху: одна из последних фотографий тонущего судна Lisbon Maru. Внизу: карандашный набросок тонущего Lisbon Maru, сделанный лейтенантом У. К. Джонсоном 2 октября 1942 года. Фото: Royal Scots, коллаж: Sixth Tone

После удара снаряда японские солдаты заперли военнопленных в трюмах, забив выходы досками и парусиной. Британцы делали все возможное, чтобы спастись. Когда некоторым из них удавалось вырваться, то они попадали под обстрел японских войск. Увидев терпящее бедствие судно, китайские рыбаки с островов приплыли на помощь на сампанах (舢板 плоскодонная китайская лодка). Они спасли от гибели 384 человека, предоставили им еду, одежду и кров. Остальные 828 военнопленных погибли в запертых трюмах, утонули или были застрелены. Lisbon Maru затонул у островов Чжоушань. С момента попадания торпеды до затопления корабля прошло 25 часов.

Неверные координаты

70-летний Фан Ли успешно занимается двумя видами деятельности, которые кажутся совершенно несовместимыми. Он режиссер и кинопродюсер, а также эксперт в области морских технологий и исследования Земли. Он изучал геофизику в Восточно-Китайском технологическом университете и ранее занимался оборудованием для исследования океана.

В 2014 году, снимая на острове Дунцзи фильм «Континент» (后会无期), кинопродюсер услышал от рыбака, что неподалеку находится затонувшее судно времен Второй мировой войны.

Заинтересовавшись, в 2016 году Фан возглавил группу океанографов для обследования этого района. Корабль был идентифицирован только в сентябре 2017 года. Он находился на глубине всего 30 м. Однако координаты затопления в японских военных журналах оказались неверными. Настоящие данные, которые установила команда Фана: 30°13’44.42″ северной широты и 122°45’31.14″ восточной долготы — в 36 км от указанных ранее координат.

Вверху: координаты затонувшего судна. Внизу: изображение Lisbon Maru с сонара у берегов острова Дунцзи. Фото, коллаж: Sixth Tone

Корабль, артефакты и останки погибших решено было оставить под водой. Одна из причин — проблемы с юрисдикцией. Lisbon Maru — японское судно, после окончания Второй мировой войны все японские военные артефакты взяли под контроль США. При этом корабль затонул в китайских водах, а большинство жертв были британскими солдатами и летчиками.

Кроме того, с инженерной и технологической точки зрения судно, затонувшее так давно и находившееся недалеко от континентального шельфа, уже сильно обветшало и было изъедено ржавчиной, а его обломки были покрыты множеством рыболовных сетей. В 2019 году группа подводной археологии Государственного комитета по охране культурного наследия КНР прибыла на место для обследования. Даже со специальным оборудованием они не смогли поднять рыболовные сети. Отправка водолазов также была невозможной: в этом месте сильные и непредсказуемые подводные течения, которые образуют различные водовороты. Водолазы могли запутаться в рыболовных сетях и застрять на дне.

«Британская военная традиция отличается от американской. Американцы стремятся вернуть останки домой, в то время как британская традиция заключается в том, чтобы оставить их на “поле боя” как военное захоронение», — рассказал Фан.

Режиссер был против того, чтобы считать Lisbon Maru военным захоронением. Скорее его нужно было назвать тюрьмой, ведь жертвы погибли не во время сражения, а были убиты. За 25 часов пока судно тонуло, спасти можно было гораздо больше людей. Поблизости находилось более десяти японских военных кораблей, которые могли бы в любой момент прийти на помощь. Опасаясь международной огласки, японские военные стали помогать людям в воде только после действий китайских рыбаков. Мнения потомков военных разделились: половина из них надеялась, что останки вернут на родину. Другая половина считала, что погибших не следует беспокоить.

Фильм — в подарок

После обнаружения затонувшего корабля Фан и его съемочная группа посетили Великобританию, США, Японию, Австралию, а также Гонконг и архипелаг Чжоушань. Они собирали исторический материал для фильма, проводили интервью с историками, китайскими рыбаками, выжившими членами экипажа и их потомками. Изначально автор хотел снять короткий документальный телефильм или специальный репортаж.

В апреле 2018 года Фан впервые отправился в Великобританию, чтобы взять интервью у 99-летнего Денниса Морли (Dennis Morley), участника тех событий. Режиссер даже пообещал мужчине, что подарит ему документальный фильм на его 100-й день рождения. Фан планировал уложиться в полгода — такой простой и легко выполнимой казалась задача. К тому же, известных ему потомков военнопленных насчитывалось всего несколько десятков человек.

Слева: Деннис Морли в документальном фильме. Справа: портрет молодого Денниса Морли. Мужчина скончался в 2021 году. Фото: Sixth Tone/Weibo, Telegraph

Однако история полностью захватила Фана. Истории семьи, любви и дружбы между военнопленными полностью поглотили его.

«1816 семей военнопленных, 255 семей рыбаков — инцидент повлиял на такое количество людей, а у меня был список всего из нескольких имен. Я решил продолжать, чтобы найти больше людей и усилить убедительность истории», — рассказывает режиссер.

Чтобы найти больше родственников военнопленных, Фан разместил объявления в британских газетах The Sunday Times, The Sunday Telegraph и The Observer. Каждое воскресенье в течение двух месяцев в них выходили полностраничные публикации о поиске. Каждое из объявлений стоило около 20 тыс. фунтов стерлингов ($25,4 тыс.). Позже Фана пригласили на интервью BBC. После выступления в Британском клубе королевской морской пехоты (British Royal Marines Club) пожилой мужчина дал режиссеру 10 фунтов. Это было первое пожертвование для проекта.

Объявление о поиске родственников военнопленных. Фото сделано в студии Фан Ли. Фото: The Paper

Когда команда давала интервью в Великобритании, им рассказали, что есть певец по имени Том Хикокс (Tom Hickox), который написал песню The Lisbon Maru. Позже он дал разрешение бесплатно использовать ее в фильме. Другая композиция называется Long Way From Home, она последняя в фильме. Ее создал Howie B (настоящее имя Ховард Бернштейн) — музыкант, работавший с группой U2, Бьорк и другими звездами.

Howie B помог найти трех авторов из Великобритании и Исландии для написания заглавной композиции, но все они не устроили Фана. По его мнению, песня должна была выражать «покой погибших душ, которые никогда больше не будут одинокими во тьме океана». Позднее оказалось, что художник фильма из Нидерландов Джерри Вершур (Jerry Verschoor) пишет стихи. Он написал семь черновиков. Только восьмой текст понравился режиссеру.

Художественный руководитель фильма Ли Юй также помогла авторам связаться с французским композитором Николасом Эррера (Nicolas Errera). Он прилетел в Пекин во время пандемии специально, чтобы написать музыку для фильма. Песню исполнила ирландская певица Элли О’Кифф (Elly O’Keeffe).

«Хвост» истории

В течение 2018-2019 годов основной работой команды стало проведение интервью. Благодаря рекламе и поддержке различных сторон команде Фана удалось связаться с более чем 300 родственниками военнопленных, он посетил около 110 из них. Так они познакомились с еще одним выжившим — Уильямом Бенингфилдом (William Beningfield), который жил в Канаде. При таком обилии материала Фан задумался о большом экране.

Фан Ли (справа) берет интервью у выжившего военнопленного Уильяма Бенинфилда. Фото: The Paper
В студии Фан Ли. Фото: The Paper

«Независимо от того, были ли это британские военнопленные или китайские рыбаки, я понимал, что инцидент был своего рода “хвостом” истории: если никто не продолжит рассказывать о событии, оно канет в Лету, — делится режиссер. — Я твердо верил, что такая гуманистическая история заслуживает, чтобы ее показывали в кинотеатрах и делились ею с публикой».

В августе 2019 года Фан последний раз ездил в Лондон, чтобы собрать интервью. Он встречался с потомками трех британских товарищей с Lisbon Maru и хотел познакомить их друг с другом. Во время разговора у него внезапно возникла мысль съездить вместе в Китай на место затопления лайнера и попрощаться. Когда Фан предложил это, все трое пожилых людей начали рыдать. 20 октября того же года 14 потомков жертв приехали посетить последнее пристанище Lisbon Maru. Они совершили погребальный обряд.

Сын военнопленного, погибшего на борту Lisbon Maru, на поминальной службе в 2019 году. Фото: Sixth Tone
Линь Агэнь (сидит), последний выживший рыбак, пожимает руки родственникам военнопленных на острове Дунцзи в 2019 году. Линь скончался в августе 2020 года. Фото: Sixth Tone
Потомки военнопленных на встрече в 2019 году. Фото: The Paper

Вывести историю в кинотеатры было решением и финансовой ответственностью Фана. С 2020 года он продал все имущество и теперь снимает жилье.

Автор жалеет только об одном. Деннис Морли, Уильям Бенингфилд и китайский рыбак Линь Агэнь — единственные трое выживших свидетелей, которые участвовали в съемках, — умерли в 2020-2021 годах, не увидев финальный релиз фильма.

«Я хотел найти затонувшее судно. Затем я захотел найти людей, связанных с ним, и узнать их истории. Что они пережили в тот день? Мы раскопали всю историю. Теперь пришло время и другим людям ее услышать», — рассказал Фан на презентации фильма.

«Затопление лайнера Lisbon Maru» стал лучшим документальным фильмом 37-й кинопремии «Золотой петух» (中国电影金鸡奖), присуждаемой фильмам на китайском языке. Китай также выдвинул «Затопление лайнера Lisbon Maru» на премию «Оскар» 2025 года в номинации «Лучший документальный фильм». Трейлер фильма можно посмотреть ниже.

Подготовила Альбина Шелест

 

scroll to top