«Шаг в реку»: размышления режиссера Ма Вэйцзя об изменениях в китайском обществе и гендерном равенстве

Кадр из фильма «Шаг в реку». Фото: Norwich Film Festival

Фильм «Шаг в реку» режиссера Ма Вэйцзя раскрывает проблемы гендерного неравенства и социальных изменений в Китае. Ма росла в деревне и часто слышала рассказы об утопленных в реке новорожденных девочках. Повзрослев, режиссер не раз встречала женщин, которых удочерили. Так Ма осознала: гендерная дискриминация может проявляться в крайних формах. О том, как образ брошенных в реку девочек переплетается с гендерными проблемами в Китае рассказывает NeoCha.

«Шаг в реку» рассказывает о двух девочках Вэй и Лу, которые живут в китайской деревне. Вэй — «оставленный ребенок» (留守儿童). Ее родители уехали в город на заработки, оставив девочку одну в деревне. Лу когда-то тоже бросили, оставили младенцем на берегу реки. Девочку удочерили местные рыбаки. Вэй и Лу быстро нашли общий язык и подружились. Их объединила общая злость на родителей.

Несмотря на меланхолию, которая пронизывает повествование, художественный стиль фильма кажется нежным и успокаивающим. Мягкие палитры кадров точно передают идиллический образ жизни причудливой деревни. Градиенты и плавность создают ощущение фантастичности происходящего. Однако история девочек основана на реальности. Для Ма Вэйцзя история гораздо важнее эстетики.

Постер фильма «Шаг в реку». Фото: Neocha

История Вэй и Лу основана на личном опыте Ма Вэйцзя. В детстве у Ма была золотая рыбка. Ма казалось, что рыбка была заперта в маленьком аквариуме, а хозяева не обращали на это внимания. Китайские девушки во многом похожи на таких рыбок, по мнению Ма. Поэтому она решила изобразить золотых рыбок на постере фильма. На плакате видно, как человеческие руки тянутся к свободе сквозь рыб. Они хотят выбраться из «аквариума», в котором их держит китайское общество.

Ма Вэйцзя родилась в Чаоху на окраине провинции Аньхой. Через город протекала небольшая река Юйси. Ма хорошо запомнила реку, многие из ее самых ярких детских воспоминаний связаны с ней. Именно поэтому фильм называется «Шаг в реку».

Фильм стоит рассматривать как символ боли прошлого. Эту боль разделяют две главные героини, их семьи и те новорожденные, у которых так и не было возможности повзрослеть.

«Историю Вэй и Лу нельзя назвать трагедией, девочки выжили и вернулись домой в деревню. Однако это несчастливый конец», — считает Ма.

Жизнь девочек пойдет так же, как и до их путешествия, но мечты об отъезде теперь недостижимы. Их история зашла в тупик. Ма обращается к опыту женщин своего поколения: они выжили, но остались в аквариуме. Многим девочкам повезло еще меньше: у них не было возможности вырасти. Ма хочет, чтобы люди помнили об этом.

Духи новорожденных у лодки Вэй и Лу. Фото: Neocha

«Я хотела сделать брошенных на смерть новорожденных девочек мстительными призраками, но решила, что хочу показать их невинность, — вспоминает Ма. — Их души чисты, их жизни угасли, хотя они не сделали ничего плохого. Поэтому в фильме они изображены как дружелюбные духи, которые хотят защитить девочек».

Река — безмолвный свидетель постоянных изменений в мире. Как бы он ни менялся, река остается прежней. Для Ма река становится символом времени. Название фильма «Шаг в реку» было задумано как заявление о неизбежности жизни. Это напоминание, что кем бы человек ни был, он будет плыть по вечному течению реки.

«Шаг в реку» номинировали на «Оскар» в 2022 в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм». Также фильм участвовал в 15-м фестивале молодежного кино FIRST в категории «Лучший драматический короткометражный фильм». Ма Вэйцзя и ее команда полностью заслужили хвалебные отзывы.

«Анимация — это придание движения неподвижным картинкам. Есть бесконечное количество способов сделать это», — резюмировала Ма.

Для Ма анимация — это бесконечные возможности. Режиссер намерена экспериментировать с анимационными сценами. В 2022 году Ма выпустит фильм, в котором реальные кадры чередуются с анимацией. Фильм будет показан под живую импровизированную музыку.

Река Ма Вэйцзя простирается далеко за горизонт. Режиссер хотела бы рассказать многое. С воображаемым веслом в руке, Ма нетерпится узнать, куда принесет ее течение.

Подготовил Владислав Старков

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top