Самые популярные китайские сериалы для женской аудитории вращаются вокруг романтики, служебных перипетий или имперских переделов власти. На их фоне Rock It, Mom (Зажигай, мама!) — как глоток свежего воздуха. Компактная драма из 12 серий открывает несовершенную героиню, которую редко можно увидеть на телеэкране. China Project рассказывает о новом женском кино в Китае.
Китайский сайт потокового видео iQiyi выпустил сериал Rock It, Mom в октябре. В нем утомленная рок-звезда пытается наладить непростые отношения с дочерью, попутно вернувшись к музыкальной карьере. В китайском названии сериала 摇滚狂花 (yáogǔn kuánghuā) сочетаются слова «рок, рок-н-ролл» и «безумные, чокнутые цветы». Это также название группы, в которой когда-то пела героиня. Сериал получил множество положительных отзывов, особенно от женской аудитории.
Курит, пьет и ругается матом
«Зажигай, мама!» рассказывает историю Пэн Лай (актриса Яо Чэнь 姚晨), рок-певицы средних лет, чьи лучшие годы остались позади. Череда неудавшихся отношений заставила ее переехать в США, но музыкальная карьера так и не задалась. После внезапной смерти бывшего мужа она возвращается в Китай. Пытаясь наладить жизнь в родной стране, она заново знакомится со своей дочерью-подростком Байтянь (актриса Чжуан Дафэй 庄达菲), оставленной в детстве с отцом. Их общая страсть к рок-музыке вдохновляет Пэн Лай на возобновление карьеры.
Режиссерам сериала Ли Цзюню (李骏) и Цзин Липэну (荆丽鹏) удалось замешать коктейль из саги о взрослении подростка-неудачника и анализа отношений мамы и дочки. Но главный ингредиент — китаянка, которая бросает вызов общественным стереотипам: остепениться, отдать себя в жертву семье. В общем, вести себя как следует женщине.
Развязка семейной истории далека от хэппи-энда. В большинстве китайских драм, описывающих отношения «дочки-матери», проблема — в ребенке. В «Зажигай, мама!» все наоборот. Пэн Лай жаждет свободы, ведет себя безрассудно и безответственно.
«В китайских литературных произведениях матери изображаются в двух крайностях: „любящие“ и „злые“», пишет в исследовании о кино и телевидении Цзе Илинь, кандидат наук из Китайского народного университета. Женщины всегда рассматриваются исключительно через призму материнства, а их преданность и терпимость являются само собой разумеющимися. Но дело в том, что она в первую очередь человек, затем женщина, а потом мать, добавляет Цзе.
Этим и выделяется Пэн Лай. Будучи матерью, она всегда ставит себя на первое место. Ее детство тоже было далеко не радостным. Когда родная мать ее бросила, воспитанием занялась пьющая тетка. Предыстория в какой-то мере объясняет ее бунтарское поведение. Недостаток любви родной матери сформировал ее жизненную философию: «Лучший способ не быть отвергнутой — отвергнуть самой».
Что еще отличает «Зажигай, мама!» от других китайских сериалов с женскими персонажами? Это настоящая деликатность и эмоциональная сила от сногсшибательной игры опытной китайской актрисы Яо Чэнь. На заре появления социальной платформы Weibo (аналог Твиттера) Яо Чэнь была одной из самых популярных селебрити. Она и сейчас не стесняется делиться с многомиллионной аудиторией высказываниями о таких проблемах Китая, как экология и бедность. В 2013 году Яо стала первым китайским послом доброй воли Управления ООН по делам беженцев, чтобы привлечь внимание к проблемам беженцев, говорящих на китайском языке.
На Douban (китайский аналог IMDb) «Зажигай, мама!» получил 7,5 балла из 10. Этот впечатляющий результат делает его одним из самых популярных телешоу в 2022 году. Многие зрители удивлены, как авторам удалось сделать героиню Яо настолько убедительной и цельной. Она курит, ругается и злоупотребляет алкоголем. «Не понимаю, как сериалу удалось обойти цензуру и выйти на экран, но рад, что мы смогли увидеть его», — написал один из зрителей на Douban. Другой комментатор восхищается: «Всегда буду уважать работы, которые осмеливаются выйти за рамки типичной истории и схематичных персонажей».
Идеальное противоядие от безжалостных киномарафонов
Одна из особенностей «Зажигай, мама!» — краткость. Просмотр китайских телешоу раньше требовал серьезной отдачи. Исторические драмы и семейные комедии телепродюсеры растягивали на 50 с лишним серий. В большинстве случаев это не имело смысла, а только увеличивало время показа.
Однако 2019 год перевернул индустрию затянутых теледрам. Чтобы исключить излишне раздутые сериалы, Главное управление радио, кино и телевидения запретило телешоу и веб-сериалам превышать 40 эпизодов. С тех пор средняя продолжительность телесериалов сократилась с 39 серий в 2017 году до 33 серий в 2020 году.
В результате появилось обилие коротких драм, получивших восторженные отзывы. Например, «Плохие дети» (The Bad Kids 隐秘的角落) — 12-серийный фильм о трех ребятах, которые случайно становятся свидетелями убийства. В 2020 году он стал одним из самых обсуждаемых китайских телешоу с миллионами мемов в социальных сетях. «Зажигай, мама!», 12 серий которого продюсеры выпустили за пять дней, стал прорывным сериалом 2022-го.
Популярность коротких сериалов берет начало из идеи не «злоупотреблять гостеприимством» и использовать выдержанный подход к повествованию. Они также выигрывают у конкурентов в эпоху потокового вещания, когда удержать внимание зрителей становится сложнее.
Раздвигая границы «женскости» на телевидении
Стремительный рост популярности «Зажигай, мама!» — доказательство, что женщины в центре драмы — прагматичный шаг, который имеет финансовый и культурный смысл.
Исследование десяти популярных китайских телешоу в 2019 году показало: 80% зрителей составляют женщины. Исследование провела независимая группа Juyanshe, которая специализируется на анализе трендов в телеиндустрии. Учитывая, насколько женщины доминируют в просмотре сериалов, не удивительно, что все больше шоу делают их главными героинями.
Несмотря на неудачи, движение #MeToo все еще активно в Китае, поэтому женский взгляд меняет телевизионный пейзаж. Эту тенденцию иногда называют «эрой женщин» (She Era 她时代), и за последние несколько лет она породила множество шоу с яркими главными героинями. Однако китайские телепродюсеры все еще проходят этап проб и ошибок, пытаясь определить, что именно женщины хотят видеть на экране и как сделать это коммерчески успешным.
Первопроходцем в 2016 году стала «Ода к радости» (Ode to Joy 欢乐颂) — сериал о пяти женщинах-миллениалках, живущих в Шанхае. Однако центральное место в сериале заняли мелочные ссоры подруг и неудачные романтические отношения, что разочаровало зрителей.
«Всего лишь тридцать» (Nothing But Thirty 三十而已) — драма 2020 года о трех женщинах, которым скоро исполнится 30 лет. Китайская культура предполагает, что этому возрасту женщина выйдет замуж и родит детей. Благое начинание — донести идею о независимости женщин и широком спектре их возможностей, в конечном итоге тоже потерпело неудачу. Героини могли быть счастливыми только в успешных романтических отношениях.
Однако есть исключения. «Вкус любви» (Delicious Romance 爱很美味) — малобюджетный веб-сериал из 20 эпизодов, выпущенный в ноябре 2021 года, получил высокие оценки. Он выдвинул новую идею телешоу для женщин, которая отошла от надоевших романтических шаблонов. Например, герои говорили о проблемах принятия своего тела и сексизме на рабочем месте.
Как отмечают поклонники, «Зажигай, мама!» тоже об этом. Он поставил во главу угла эксцентричную женщину, в которой больше положительного, чем кажется. «Она не типичная мать, которую покажут по китайскому телевидению. У нее свой образ жизни. Она полна эмоций. Она — настоящая личность, и я люблю ее за это», — прокомментировал пользователь Douban.
Сериал можно посмотреть на YouTube, но без английских субтитров.
Подготовила Альбина Шелест
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.