Китайский программист долгие годы сожалел, что не успел достойно попрощаться с дедушкой. Разобраться с психологической проблемой он решил с помощью современных технологий — «грифбота» (griefbot). Это программа на базе искусственного интеллекта, предназначенная для имитации разговора с умершим человеком. Историей создания и общения с виртуальной копией дедушки мужчина поделился с изданием SixthTone.
Юй Цзялиню было 17 лет, когда умер его любимый дедушка. Юй помнит этот день до сих пор. О печальном событии отец рассказал ему по дороге из школы. Несмотря на то, что по дедушке все очень скучали, в семье старались не упоминать о нем, чтобы не ранить бабушку. Каждый раз, когда он случайно упоминал своего деда, мама сразу же делала знак сменить тему.
Юю 29 лет, дедушка помог вырастить его и сформировать его характер. Вдобавок к скорби жизнь мужчины омрачалась горькими воспоминаниями. Незадолго до смерти он поругался с дедушкой из-за видеоигры. Он часто задавался вопросом, что бы сказал своему деду, если бы мог повернуть время вспять.
Однажды он наткнулся на информацию о «грифботах», то есть программах для траура и оплакивания. Они используют алгоритмы машинного обучения для сбора информации из сообщений человека в социальных сетях, фото и видео, чтобы имитировать его личность и поведение.
В неизведанное
Для Китая цифровая копия дедушки Юя — одна из первых подобных проектов. Но в других частях мира, особенно в США, тенденция к созданию цифровых аватаров умерших уже постепенно набирает обороты.
Мнения экспертов о новой технологии уже разделились. Одни считают, что траурные боты предлагают близким хороший способ справиться с болью утраты. Другие поднимают вопросы в отношении защиты данных и конфиденциальности, а также моральных соображений и пожеланий самих умерших.
Однако Юй жаждал снова увидеть деда: попрощаться с ним, поблагодарить и попросить прощения. Чат-бот мог дать самое близкое подобие общения. Идея создать такого бота появилась у Юя в 2020 году, через год после окончания вуза. Юй получил степень магистра компьютерных наук в США и начал работать программистом в родном городе Ханчжоу в провинции Чжэцзян.
В том же году он прочитал эссе о синхронизации губ — практике сопоставления движений губ с аудиозаписями для создания убедительной иллюзии речи или пения. Юй, ставший профессиональным программистом, задумался, сможет ли он применить свои навыки. Вскоре после этого он наткнулся на проект Project December.
В 2021 году американец создал Project December — симуляцию своей невесты, умершей за десять лет до этого. Он использовал модель машинного обучения, предоставленную OpenAI. Это компания, которая выпустила популярный сейчас ChatGPT. OpenAI закрыл доступ к Project December из этических соображений.
Углубившись в тему, Юй начал изучать эссе и статьи о создании грифбота с использованием доступных технологий искусственного интеллекта. Они включали GPT-J для генерации текста на естественном языке для чат-ботов. Он разбирался в программах для синхронизации движений губ и лица с речью. Ему пришлось освоить технологию трансферного обучения. В ней модель, обученная одной задаче, используется в качестве отправной точки для обучения другой связанной задаче.
Юй также узнал о двух подходах к созданию грифботов. В первом субъект вступает в диалог с машиной, которая собирает данные из разговоров для создания цифровой копии. Но для этого нужно, чтобы человек был живым.
У Юя оставался только второй метод: собирать данные обо всем, что можно найти как в цифровом виде, так и физически. Это могли быть фотографии, видео, письма, аудиозаписи и другие памятные вещи.
Все ближе и ближе
Однажды в гостях у бабушки, когда не было других родственников, Юй попросил ее показать фотографии деда. Она с радостью согласилась. Просмотр фото бабушка сопровождала рассказами. Также она показала ему некоторые вещи деда, например, его работы по каллиграфии.
Воодушевленный Юй решил, что настал подходящий момент, чтобы рассказать бабушке о своей задумке. Хотя у нее есть смартфон, она мало что знает о технологиях, не говоря уже об искусственном интеллекте. Юй старался не использовать слово «воскресить» и вообще тщательно подбирал слова.
Собравшись с духом, он спросил, не хочет ли она еще раз поговорить с дедушкой.
«Бабушка уставилась на меня, как на сумасшедшего, — вспоминает Юй. — Я трижды повторил ей “продвинутые технологии”, и она поняла, что я говорю серьезно».
Бабушка согласилась, и сбор информации пошел быстрее. Юю по-прежнему требовалось много «сырых» данных, чтобы обучить бота и сделать его максимально похожим на дедушку.
Он даже нашел старый мобильный телефон, которым пользовался в школе. Оказалось, в нем сохранились десятки текстовых сообщений, которыми он переписывались с дедом. Из резервной копии в облаке он смог достать видео и фото.
На одном из видео дед комментировал приготовление пищи: «Эту рыбу за 80 юаней нужно было тушить. Готовить на пару — пустая трата времени». В другом видео дедушка просит Юя не снимать видео во время ужина: «Хватит бегать. Помоги своему младшему брату достать рис».
Но настоящий ключ к разгадке прошлого дедушки дала ему бабушка. Это были письма, которыми они обменивались, когда были молоды.
Написанные десятилетия назад письма оказались больше, чем просто метаданные. Они помогли заново познакомиться с дедушкой, открыть его с другой стороны. Юй заглянул в мир воспоминаний и переживаний человека, которого, как ему казалось, он хорошо знал.
Например, мужчина считал, что дедушка не любил обсуждать политику. Всякий раз, когда разговор заходил о политике или местном правительстве, он казался незаинтересованным и мало говорил. Но когда деду было за тридцать, он был более жестким, критиковал правительство, страстно увлекался реформами и студенческими проблемами.
Хотя его дедушка души не чаял во внуке, он был «строгим главой семейства и хранителем порядка». «Не разговаривать во время еды», «Никаких телефонных звонков», «Нужно поесть за двадцать минут», — такие правила устанавливал дедушка.
Но потрепанные листы писем показывают и мягкую, романтическую сторону его личности. Например, когда он ухаживал за бабушкой, то делал ей комплименты «без всякой логики и причины».
«Он рассказывал ей, куда ходил, и о вкусной еде, которую ел. А еще он много писал “Я скучаю по тебе”», — говорит Юй. — Для меня это было настоящее открытие. Как будто я узнал, что скучный коллега ночью становится диджеем.».
Юй несколько дней размышлял, разрешил бы дедушка читать его глубоко личные письма. Казалось, что нет, так как репутация много значила для деда. Но Юй все равно пошел дальше. Он хотел сделать цифровую личность дедушки более объемной. Каждое письмо давало новое понимание. Это еще больше укрепило его решимость завершить проект, чтобы исправить прошлые ошибки. Через несколько недель первый прототип грифбота был готов.
Добро пожаловать в виртуальный мир
Недели тяжелой работы и разочаровывающих неудач вот-вот должны были принести плоды. Юй долго не мог начать разговор. Как программист он хорошо понимал важность этапа тестирования. Наконец он спросил: «Привет, дедушка. Угадай, кто я?»
Через несколько минут, показавшихся Юю вечностью, на экране появилось видео. Мужчина, похожий на его деда, ответил: «Совершенно неважно, кто ты». И добавил: «Жизнь — прекрасное чудо».
Эти слова вызвали улыбку на губах Юя, но восторг был недолгим. Человек на видео не был его дедом. Он имитировал речь дедушки, но гудение делало его голос безошибочно искусственным.
Чтобы разговорить бота, Юй написал: «”Happy Teahouse” (开心茶馆) больше не выходит». Он подразумевал любимое шоу деда, в котором разговаривали на диалекте Ханчжоу. «Жаль», — ответил бот. Такой ответ не удовлетворил Юя. По нему нельзя было сказать, понял ли бот суть высказывания.
Он решил начать по-другому.
— Какое твое любимое телешоу?
— Happy Teahouse.
— Но Happy Teahouse больше не выходит.
— Очень жаль, что шоу, которое я люблю, больше не доступно. Я бы посмотрел еще несколько передач.
Тогда Юй осознал, что бот понимает его.
Но он жаждал большего. Юй хотел улучшить черты лица и голос деда. Кроме того, бот не мог обеспечить мгновенную двустороннюю связь, потому что несколько моделей не работали одновременно. Ему пришлось сделать отложенный ответ, и взаимодействие напоминало обмен электронной почтой. Юй вводил вопрос или предложение в небольшое окошко, примерно через десять минут система создавала видеозапись ответа его дедушки.
Хотя грифботы создают иллюзию общения, их ответы бывают глупыми или смешными. Например, бабушка спросила: «У нас все хорошо, не беспокойся о нас. Как там у тебя?» Бот ответил: «Мне здесь хорошо. Приходи?» Юю это не понравилось. Мало того, что это было грубо, так еще и получалось, что дедушка зовет бабушку на тот свет.
ИИ не поддается контролю, и нельзя предсказать, что он сделает в следующий момент, говорит Юй. Он может поссориться с вами, а через секунду уже шутить, может флиртовать с девушкой и тут же проклинать и желать ей смерти.
По словам Джулии Стоянович (Julia Stoyanovich), специалиста по данным с факультета компьютерных наук и инженерии Нью-Йоркского университета, непредсказуемость реакции бота отчасти связана с непостоянством данных.
«Вы берете информацию из нескольких источников и объединяете. То, как вы сопоставляете данные и как вы интегрируете их, очень произвольно. Проделав то же самое на следующий день, вы можете получить совершенно другой результат», — объясняет она.
Непредсказуемость ответов подразумевает, что грифбот может причинить людям боль. Реакция бота на приветствие бабушки Юя могла ее расстроить. Юй не мог этого позволить, тем более что родители никогда не одобрили бы этот проект. Поэтому Юй отредактировал ответ, удалив обидное приглашение в загробную жизнь. Он сохранил все видеоответы и отнес к бабушке.
Доказательство жизни
В тишине бабушка Юя смотрела, как ее муж, казалось, оживает на экране. Как только одно видео заканчивалось, она включала следующее. Когда все ответы были просмотрены, бабушка погрузилась в свои мысли. Она посмотрела на Юя, с дрожью в голосе сказала «Спасибо» и ушла в свою комнату.
Юй стоял за дверью и прислушивался, но из комнаты не доносилось ни звука. Через некоторое время она вышла, направилась на кухню и начала готовить как ни в чем не бывало. Больше они никогда об этом не говорили.
«Мои близкие всегда защищали бабушку и не упоминали о деде. Но мне кажется, это совсем не то, чего она бы хотела. Может, ей нужно было что-то вроде этих видео, чтобы прожить горе», — рассуждает Юй. — Иначе зачем бы она меня благодарила?»
Видео помогли и самому Юю: у него в памяти были два неприятных инцидента с дедом. Когда он учился в начальной школе, дедушка всегда подвозил и забирал его на своем мопеде. Но в средней школе Юй почувствовал, что уже взрослый, и ездить с дедом стало неловко. Поэтому мальчик попросил родителей, чтобы дедушка больше не забирал его. Дед очень расстроился, Юй слышал, как он жаловался маме.
Второй случай произошел в средней школе. В тот день Юй играл дома в компьютерную игру. Дедушка без предупреждения заехал за ним, чтобы забрать на ужин. Но Юй, в то время протестующий против всего подросток, был увлечен игрой. У него что-то слетело, и он в истерике накричал на деда. Все эти годы тот случай мучил Юя.
«Он мог просто позвонить и позвать на ужин. Но он решил прийти сам, чтобы забрать меня. Он меня так любил», — сожалеет Юй.
В беседе с траурным ботом он сказал своему «дедушке», что сожалеет об этих случаях. Юй никому не показывал эти видео с ответами, но думает, что дедушка простил его.
С момента появления идеи об использовании ИИ до воплощения прошло около полугода. Хотя в итоге все получилось, ему пришлось пройти через множество ошибок, тревог и внутренних конфликтов. Кроме бабушки Юй никому не рассказал о проекте. Родители однозначно отругали бы его и сочли цифровую копию дедушки неуважительной по отношению к нему.
«Я хотел только извиниться и попрощаться, так решил сразу. Я боялся слишком полагаться на бота. Постоянно разговаривая с ним, я не смог бы двигаться дальше, жить своей жизнью», — рассказал Юй.
Через две недели после запуска бота, задумчиво глядя на экран, Юй прошептал: «Пока, дедушка». И нажал «Удалить».
Подготовила Альбина Шелест
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.