Каковы стандарты красоты в современной Азии? Большие глаза, двойное веко, острый носик, маленькое лицо и высокий рост. Вот краткий список характеристик красавчиков и красавиц. Чаще всего под них подходят метисы или так называемые «евразийцы». Они идеализируются во всей Азии за «экзотический» внешний вид. Это приносит огромный доход знаменитостям и пластическим хирургам. Но есть и другая сторона — проявление расизма, рассказывает SCMP.
Слияние западных и восточных черт, которые называют евразийскими или паназиатскими, помогло достичь успеха многим актерам, моделям и другим популярным в сфере развлечений личностям.
Подобные стандарты не дают угаснуть спорам о том, что в Азии слишком сильно стараются подражать Западу. Вместо того, чтобы ценить свою природную красоту. Некий культ евразийской внешности царит во всем регионе.
Под азиатские стандарты красоты подходит актриса Дилраба Дилмурат. 25-летняя девушка приобрела популярность два года назад, после съемок в китайском ремейке популярного южнокорейского сериала «Она была прекрасна». По национальности актриса — уйгурка (народ, проживающий в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР). Дилмурат — вторая по количеству подписчиков на Weibo (аналог Twitter) актриса Китая. Ее аудитория составляет 40 млн человек.
«Ее кожа сияет белизной»
«Кожа Дилмурат белее белого»
«Сегодня в автобусе видел девушку, похожую на Дилмурат. Восточная и западная красота переплелись в ней. Так завидую ее генам», — оставляют комментарии восторженные фанаты.
В Таиланде популярна актриса Урассая Спербунд. Она наполовину тайка, а наполовину норвежка. Ее лицо можно увидеть в рекламе Uniqlo и Maybelline. Также в своей стране девушка представляет модный дом Louis Vuitton.
В прошлом году в конкурсе Мисс Вселенная 2018 года победила уроженка Филиппин Катриона Грей. Многие критиковали ее за недостаточно филиппинский вид, так как во внешности преобладают европейские черты: отец Катрионы из Шотландии.
У известной китайской актрисы Ян Ин, известной под псевдонимом Angelababy, немецкие корни. Ими она объясняет свою внешность и отрицает пластические операции. В 2017 году доход девушки составил 200 млн юаней ($30 млн). Также она стала представителем Dior и бренда часов Tag Heuer.
Профессор Массачусетского технологического института Эмма Тэн объяснила, что межнациональные браки существовали еще в античности. В Азии понятие «смешанная раса» появилось в эпоху европейского империализма в начале 19 века
«После проникновения португальцев и других европейцев в Китай, межнациональные браки стали распространенным явлением», — рассказывает профессор.
У терминов «евразийский» и «паназиатский» в новом прочтении еще нет точного определения.
«В интернете объяснения слишком локальны. Например, в Сингапуре есть расшифровка понятия, характерная именно для их страны. Но она не вписывается в современную реальность, связанную с межнациональными семьями», — считает Эмма Тэн.
Раньше многие евразийцы были вынуждены скрывать свое происхождение. В конце 19 и начале 20 веков людей от смешанных браков называли «половинчатой кастой» и осуждали их. Чтобы вписаться в общество, многие должны были решить, считать себя европейцами или азиатами.
Однако в настоящий момент люди с западными чертами лица стали идеалами красоты во многих частях Азии.
«Если посмотрите на популярных актеров или моделей, то поймете, что многие из них наполовину филиппинцы, а наполовину европейцы. Стандарты нашей страны: светлая кожа, высокий рост, высокие скулы и прямой нос», — заметила директор Центра феминологии и гендерных исследований Филиппинского университета Натали Африка-Верселес (Nathalie Africa-Verceles).
Нет точных данных относительно евразийских меньшинств в Азии. Их этническая принадлежность крайне разнообразна и зависит от того, откуда приезжали европейцы в ту или иную страну.
Например, в Индии — англо-индийское сообщество, на Шри-Ланке — бюргеры (этническая группа, сложившаяся в результате смешения португальских, нидерландских и британских переселенцев с местным населением). Похожая ситуация в Малайзии, на Филиппинах, в Гонконге и Макао. Там евразийцы составляют небольшую, но примечательную часть населения.
Во многих странах метисы словно напоминание о колониальном прошлом. Восхищение их внешностью отражает сочетание западных стандартов красоты.
«Если вы спросите, кого я считаю красивым, то в моей голове всплывет образ европейской или евразийской девушки. Я просто не знаю другого видения красоты, меня этому научили», — говорит Африка-Верселес.
Считать, что европейская внешность превосходит красоту местных, это часть пост-колониального менталитета.
«Современные стандарты слишком далеки от наших природных данных», — обращает внимание Африка-Верселес.
Она делает отсылку к филиппинской Мисс Вселенной. Ведь большинство жителей этой страны рождаются с темной кожей, круглым лицом, маленькими глазами и кудрявыми черными волосами.
Исследователи подтверждают, что некое неприятие темного цвета кожи и природных черт лица сформировалось на фоне колониального прошлого. Профессор университета Мэйдзи Чжан Цзин написал книгу о стандартах женской красоты. Он рассказывает, что люди привыкли видеть представителей якобы развитых наций более привлекательными. «Отсталые» этнические группы считаются некрасивыми.
«Если нет иерархии, люди из „отсталых“ культур не думают, что они непривлекательны. Однако стоит появиться делению, как их представление о себе меняется. Так европейская внешность стала стандартом красоты», — пишет Чжан Цзин.
Бледная кожа издавна считалась идеалом во многих азиатских культурах.
«В древности по тону кожи можно было определить социальный статус человека, — рассказывает преподаватель гендерных наук в Гонконгском университете Бренда Алегри. — Если у тебя темная кожа, значит ты работаешь на солнце в поле».
Под влиянием западных колонизаторов белая кожа стала не только знаком привилегированного класса, но и европеизированности и развития.
А что насчет глаз?
В Восточной Азии ярким проявлением «де-ориентализации» можно назвать неприятие разреза и размера глаз. Самая популярная пластическая операция — на двойное веко. Но оно не всегда считалось красивым. Напротив, в Китае, Корее и Японии одинарное веко было не только нормой, но и идеалом.
Во времена правления династии Цин в Китае небольшие и раскосые глаза были самыми прекрасными, а большие никого не привлекали.
«Женщины с маленькими глазами уточненные, а с большими слишком суетливые», — описывает новеллист 17 века Ли Юй.
Еще на протяжении двух столетий подобное мнение преобладало во многих регионах Азии, в том числе и в Японии. Согласно исследованиям эпохи Эдо, в стране в начале 19 века мужчины и женщины намеренно старались сделать так, чтобы их глаза выглядели меньше. Это выглядело достойнее.
Взгляды изменились в 20 веке вместе с падением китайской империи и увеличением числа европейцев в регионе. Тогда начали проводить первые операции на двойное веко. Многие эксперты считают, что эта процедура получила широкое распространение по всей Восточной Азии после прихода американцев в Южную Корею в 1950-х.
Американский хирург Дэвид Ральф Миллар — один из первых проводил пластические операции. В 1954 году он находился в Республике Корея. В журнале Wilson Quarterly есть истории, как местный переводчик уговаривал врача изменить его разрез глаз на европейский.
Доктор Миллар согласился провести операцию, так как мужчина убедил его, что из-за косоглазия американцы не могли понять по глазам, о чем он думает. Это стало причиной недоверия переводчику. В итоге, Миллар не только увеличил глаза, но и изменил переносицу для более западного образа.
Сейчас операция на двойное веко входит в топ-5 самых распространенных косметических процедур. По данным Международной ассоциации пластических хирургов, в 2017 году она была сделана 1,3 млн раз.
Южная Корея — лидер в области пластики. В 2016 году доходы от операций составили $25,3 млрд. К 2025 году они возрастут до $44 млрд. В 2014 году только в Корее было зарегистрировано проведение более 980 тыс. косметических операций.
Нельзя отрицать американское влияние на распространение подобной практики. Однако современные эксперты считают, что люди изменяют свое веко не только в погоне за европейской внешностью. Желание исправить в себе что-то объясняется целым рядом сложных причин.
В Южной Корее очень высока конкуренция в обществе и внешности придается очень большое значение. Поэтому многие люди меняют себя ради того, чтобы соответствовать этим жестким стандартам.
Раса и привилегии
Мисс Сингапур 1988 года и основатель Protocol Etiquette Academy (школа этикета) Ли Тайцзэ (Teo Ser Lee) рассказала, что в ее стране евразийцы всегда были в приоритете в медиа и рекламе.
«В 80-х на 20 конкурсантов приходилось 1-2 метиса. Они всегда выделялись среди китайцев и малайцев. С ними первыми заключали контракты», — говорит Ли об участии в конкурсах красоты.
Делясь своими детскими воспоминаниями, женщина отметила, что в школе евразийцы также пользовались популярностью. Все хотели с ними дружить. Ли саму ошибочно принимали за метиску. Она считает, что преобладание евразийских моделей наиболее заметно в рекламе дорогой недвижимости и брендов.
Согласно исследованию CNN, 40% японского модного бизнеса составляют модели, в чьих венах течет японская и западная кровь. Например, модели Кико Мидзухара и Рола. Безусловно, в шоу-бизнесе считается преимуществом наличие западных и восточных черт.
«Я мог бы сойти за европейца. Люди из Средиземноморья очень похожи на меня», — говорит работник финансовый сферы.
Мужчина — наполовину китаец, наполовину британец. Он добавил, что его экзотический вид приносит пользу. Например, при разговоре на кантонском (диалект китайского языка, распространен в Гонконге и провинции Гуандун) люди более приветливо относятся к нему.
Но кроме выгоды, есть еще и ожидания. Тридцатилетний писатель Джэй (наполовину малаец, наполовину австралиец) рассказал, что когда он встречается с европейскими женщинами, то друзья постоянно твердят: «Подумай, какие красивые у вас будут дети». Молодой человек не в восторге от такого отношения. Он считает, что очень важно принимать людей любой национальности и внешности. Но в реальности это сводится к фетишизации белокожих евразийцев, которым постоянно тыкают контрактами в модельных агентствах.
Профессор иностранных языков Тайваньского национального университета и автор книги о проявлениях расизма в Азии считает:
«Нельзя делить людей на основе фетишизации цвета кожи. Это создает основу для расовых дискриминации и ставит одну группу людей выше другой. Говорить, я хочу детей метисов, потому что они красивее – чистый расизм. Если мы будем продолжать оценивать внешность в понятиях лучше и хуже, то никогда не избавимся от подобных предрассудков».
Подготовила Ксения Вайцеховская