«Жизнь в красном море»: общее прошлое КНР и СССР в работах китайского фотожурналиста

Фото: Китайский фотограф, обладатель Пулитцеровской премии

Фото: scmp.com

Лау Хёнсин (劉香成), обладатель Пулитцеровской премии за выдающуюся фотографию, 40 лет жизни снимал жизнь граждан КНР и СССР. Увидев и сняв на камеру множество исторически важных моментов, он олицетворяет общее прошлое Китая и России. Погружаемся в мир, который успел запечатлеть фотограф, вместе с South China Morning Post.

Лау запечатлел историю в ее повседневности: от юных китайских парочек, танцующих на дискотеке, до мужчины у Запретного города в Пекине, медленно протягивающего кока-колу после того, как напиток был вновь представлен на рынке в 1981 году. Уникален и самобытен каждый кадр, сделанный фотографом.

Лау родился в 1951 году в Гонконге, который на тот момент был британской колонией. Первые годы жизни провел на материковой части Китая вместе со своей матерью, где работал фотографом в нескольких западных медиаорганизациях, включая Time, Life и информационное агентство Associated Press. В 1989 году он освещал студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь, снимал выступление рок-групп и стену демократии, громкие плакаты по политическим и социальным вопросам. На его фото тех времен есть и измученные демонстранты, которые спят среди моря плакатов.

Один из самых ярких снимков Лау был сделан в 1981 году. На фото запечатлены мирные студенты, читающие учебные материалы под уличным освещением на площади Тяньаньмэнь. Изображения этой площади настолько знакомы из-за будущих протестов и репрессий, что требуется время, чтобы понять: здесь нет ничего зловещего, только тишина.

Площадь Тяньаньмэнь, фотограф обладатель пулитцеровской премии

«Я был там с середины мая до 9 июня, а потом там стало невозможно находиться, и весь ад вырвался на свободу, — рассказывает фотограф. — Оглядываясь назад на все, чем я занимался более 40 лет, только сейчас у меня появилось свободное время, чтобы просмотреть все негативы».

Лау сейчас 68 лет, и он  рассказывает о своей работе в книге «Жизнь в красном море». В ней собраны его работы из Китая и России, отмеченные наградами. Собрание фотографий будет выпущено в Гонконге в этом месяце издательством Steidl. Название книги вдохновлено китайской пословицей о настойчивости в неспокойные времена: «жив в горьком море».

«Эти две большие работы [из Китая и России] все еще актуальны. Они связаны с тем, как я вижу эти две страны, что нахожу интересным. Да, я фотографировал исторические моменты, но все же фокусировал свой взгляд в основном на повседневной жизни людей —она гораздо более долговечна».

В его работах запечатлены моменты юмора, страха, яростного противостояния, нежности и любви. Лау наблюдал за Китаем более четырех десятилетий, а в случае с Советским Союзом это были четыре года, когда «страна находилась в ключевом моменте распада, и после этого, когда все государства стали независимыми».

Фотожурналист провел детство в Китае, прежде чем переехать в Гонконг. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году, Лау почувствовал грядущие перемены и вернулся обратно в Китай. Там он задокументировал такие события внутренней и внешней политики, как «Джимми Картер и Дэн Сяопин, открывшие дверь для полной дипломатической нормализации в 1979 году… долгая интерлюдия после 1972 года, когда Ричард Никсон впервые сломал лед», события 1989 года и экономический бум в Китае.

Китайский фотограф, обладатель пулитцеровской премии

Фотожурналист уверен, если вы не понимаете первые 30 лет в истории КНР при Мао, то «вы не поймете и следующие 30 лет развития, и почему они были такими стремительными. Мао совершил колоссальные ошибки, представив «Большой скачок»… почти 30 млн человек были истреблены. Это был величайший антропогенный голод мира… или один из величайших».

Что больше всего удивляет в образах «Жизни в красном море», так это ощущение надежды в суровых условиях коммунистического правления. Лау фотографировал советские войска, покидающие Афганистан, моджахедов, штурмующих бывший президентский дворец в Кабуле, указатель на «Санкт-Петербург», заменяющий «Ленинград» после окончания советской эпохи, забастовку шахтеров на Украине и молодых русских женщин, игриво позирующих на камеру. На его снимках передана необузданность в эмоциях простых женщин, обвиняющих Коммунистическую партию в коррупции перед Кремлем в Москве в 1990 году. Обстановка в штаб-квартире КГБ, где ликующие сторонники Бориса Ельцина празднуют победу, контрастирует с фотографиями пустых полок в государственном московском супермаркете в 1991 году.

Китайский фотограф, обладатель пулитцеровской премии в СССР

«Это эволюция, история того, как рухнула эпоха. Я не просто гоняюсь за фотографиями лидеров на пресс-конференциях. Речь идет о том, что идет абсолютно не по плану и, наконец, рушится».

На одном из его самых захватывающих снимков в России запечатлен момент, когда Михаил Горбачев объявил об отставке с поста президента СССР. Это ознаменовало конец Советского Союза и холодной войны. Бумаги на фото размыты, Горбачев выглядит побежденным. Работа была частью серии для Associated Press, которая принесла китайскому фотожурналисту Пулитцеровскую премию в 1992 году.

«Я решил сосредоточиться на том моменте, когда в конце своего выступления он подписал заявление об отставке. Мне пришлось использовать медленную выдержку затвора 1/30 секунды, — объясняет Лау. — Только это показало бы движение бумаги, когда он закрывал ее перед собой, тем самым, закрывая историю СССР. У меня был всего один шанс сделать кадр, это был технический риск, и я осознавал это. Медленная скорость затвора могла бы легко привести к совершенно размытому изображению».

Михаил Горбачев подписывает речь об отсавке, китайский фотограф

Будучи одним из немногих фотографов, подробно документировавших две мировые коммунистические державы, Лау ясно осознал, как политическая догма влияет на повседневную жизнь людей. Он происходил из семьи землевладельцев, класса людей, которых преследовали в Китае в конце 1940-х и 1950-х гг.

«Это был первый урок, который я выучил о политике и о том, что она может делать с людьми. Если ваши родители рабочие, фермеры или солдаты, то у вас гораздо больше шансов добиться чего-то. Мое детство показало, как коммунизм создает неравенство и абсурд, являющиеся новой нормой».

С тех пор многое в Китае и в мире поменялось, и фотожурналист всю жизнь работал в гуще событий, часто судьбоносных и противоречивых. Он жил в США, Южной Корее, Франции и России, но все равно остался документалистом китайского общества и государства, обретя тем самым собственный самобытный стиль и взгляд на мир.

«Если вы фотограф, у вас не может не быть своего собственного мировоззрения и творческого взгляда, а следовательно, и собственной интерпретации. В течение многих лет в Китае [знаменитые] фотографии делали такие люди, как Маргарет Бурк-Уайт или Анри Картье-Брессон, чье мнение было в некотором смысле слишком французским».

Фотожурналистика очень поменялась с тех пор, как Лау отошел от активной работы. Произошла цифровая революция, появились 24-часовой цикл новостей, интернет и «fake news». А раньше работы фотографа, напечатанные в газетах и ​​журналах, были для масс единственным источником информации о стране и культуре. Но Лау не предается ностальгии. Он и сейчас продвигает диалог о своем виде искусства через Шанхайский центр фотографии, который он основал в 2015 году. В центре он выставляет работы молодых талантов и признанных фотогигантов, как местных, так и иностранных.

«Сегодня истории о Китае, США и России (с экономическим объемом производства, меньшим, чем в провинции Гуандун) по-прежнему доминируют в круговороте мировых новостей. Жизнь в «красном море» — это напоминание о том, что прошлое все еще может повлиять на настоящее. В этой книге я хочу найти способ смешать эти две, само собой разумеется, очень важные истории. Это очень актуальные истории. Да, они рассказывают о последней четверти 20-го века, но они все еще могут доминировать над историями 21-го».

Подготовила Полина Ширяева

 

scroll to top