Православие в Китае: история и современность

Православие в Китае: история и современность

Шанхайский православный собор. Фото: pravmir.com

По ожиданиям специалистов, в ближайшие несколько лет Китай ожидает бум христианства. К 2030 году количество христиан в стране достигнет 250 миллионов человек, таким образом Китай станет крупнейшим в мире христианским государством.

Однако, если не случится ничего экстраординарного, число последователей православия составит только 0,1% от общего числа христиан в КНР, хотя, казалось бы, из-за географических особенностей, православие должно быть более популярным. Почему же его позиции относительно слабы? Отчасти потому что православное духовенство Китая оказалось вовлечено в ряд скандальных судебных разбирательств, которые непосвященным могут показаться дракой лысых мужчин за расческу. Но с другой стороны, православное христианство в Китае обладает богатым наследием и, возможно, еще не сказало своего последнего слова.

Первая волна православия пришла в Китай вместе с потоком белых иммигрантов, которые главным образом поселились в Харбине и Шанхае. В 1934 духовным лидером православных в Китае стал Иоанн Шанхайский (Максимович) — эксцентричный, но одаренный человек. Вплоть до прихода к власти коммунистов, он держал в своих руках всю власть над русской православной церковью в Китае. А после 1949 года он, вместе с 5000 последователей, эмигрировал в США, где смог добиться предоставления им статуса беженцев.

Почти все, что оставалось от русского православия в Китае, которое впервые пришло сюда вместе с духовной миссией, направленной императором Петром Великим, было уничтожено в годы Культурной революции. Сегодня, единственной православной церковью на всей территории КНР, которая проводит регулярные службы, является церковь располагающаяся на территории посольства Российской Федерации в Пекине. Периодически службы проводятся также в Шанхайском православном соборе, кроме того, по всему Китаю разбросаны небольшие приходы. По оценкам, сегодня число православных в Китае составляет от 10 000 до 15 000 человек.

В мае прошлого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Китай, где встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. Конечно, это не привело к резкой популяризации православия в стране, но по результатам договоренностей, на учебу в российские семинарии была направлена группа китайских студентов. Вернувшись в Китай, они смогут стать священниками.

В Гонконге, с его более либеральным режимом, ситуация несколько другая. В 1996 году, за несколько месяцев до передачи города КНР, в Гонконге была основана православная миссия, под предводительством константинопольского патриарха, который традиционно считается лидером мирового православия. По решению Халкидонского собора 451 года, он наделен властью над всей православной церковью за пределами традиционно христианских земель. Именно поэтому Константинопольский патриарх заявляет о своем верховенстве над православными Китая.

Однако Русская православная церковь не принимает решений Халкидонского собора, поэтому ее руководством была основана собственная духовная миссия в Гонконге. Таким образом, в городе с населением около 7 миллионов человек, действуют сразу две мощные православные организации, которые скорее соперничают, чем сотрудничают друг с другом.

Сомнительно, что кому-либо из нынешних православных в Китае удастся совершить прорыв в распространении своих благочестивых идей. Они больше полагаются на помощь святых и великомученников, чем на мирские институты. Возможно, именно поэтому им стоит обратиться к опыту Иоанна Шанхайского. Он был ярым противником празднования Хэллоуина, называя его праздником темных сил. Однажды он вместе со своими последователями даже разгромил хеллоуинскую вечеринку, куда пришли некоторые члены православной общины, чем привлек к себе большое внимание общественности.

Оригинал публикации: A comb worth fighting for

Перевел Максим Гарбарт

Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + = двенадцать

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>