Make Like a Tree: автостопом по Китаю с гитарой за спиной [ВИДЕО]

Сергей Онищенко работал фотографом в Харькове, но в один прекрасный день решил поехать посмотреть мир и отдохнуть от обыденной жизни. И вот уже почти два года он путешествует автостопом, в основном останавливаясь у людей, которых находит на популярном ресурсе CouchSurfing. Себе в спутницы он взял гитару. В процессе путешествий Сергей стал играть с музыкантами, которых встречает на своем пути, а также сочинять и исполнять собственные песни. Так появился проект Make Like a Tree. Сергей уже два раза проехал через всю Россию, а недавно вместе с художницей и музыкантом Ольгой Мельниковой из города Кемерово закончил трехмесячную поездку по Китаю. ЭКД встретился с Сергеем в Гуанчжоу и узнал у него, как можно путешествовать по Китаю автостопом, зарабатывая музыкой себе на жизнь.

Не буду оригинальным, и сразу спрошу про название Make Like a Tree. Какой смысл ты в него вкладываешь?

Есть два варианта перевода. Если дословно, то «делай, как дерево», то есть тянись к свету, будь гармоничным и так далее. Но если взять это как фразеологизм английского языка, то это означает «проваливай». Ведь я в каком-то смысле тоже свалил из дома и поехал путешествовать.

Почему вообще решил поехать в Китай, и как ты планировал свой маршрут?

Я сразу планировал сюда приехать, потому что мой путь лежал от Харькова до Владивостока, а здесь рядом уже и Китай. В Китае я решил держаться ближе к восточному побережью и тех больших городов, которые появляются на картах Google, когда ты их не сильно зумируешь. По ним и был составлен мой маршрут.

И много мест, где вы успели побывать?

Харбин, Чанчунь, Шэньян, Далянь, Таншань, Тяньцзинь, Пекин, Цзинань, Циндао, Ляньюньган, Шанхай, Сучжоу, Нанкин, Хэфэй, Ханчжоу, Фучжоу, Сямынь. Затем мы выехали в Гонконг, где прекрасно провели 2 недели и вернулись обратно. Теперь вот заглянули к вам в Гуанчжоу, собираемся еще добраться до Чунцина и Гуйлиня, а потом уже в Юго-Восточную Азию.

Хорошо, что мы поехали с севера на юг. Мне кажется, что именно так нужно погружаться в Китай. Россия постепенно остается позади, и ты удивляешься все больше и больше. Апогей этого удивления был у меня в Гонконге.

Сергей Онищенко. Выступление Make Like a Tree в клубе «C:Union» в Гуанчжоу.

Сергей Онищенко. Выступление Make Like a Tree в клубе «C:Union» в Гуанчжоу. Фото: ЭКД/Eugan Kaistr

Кстати, как решали вопросы с визой?

Мы путешествуем по туристическим визам, которые делали в Хабаровске, и там произошла странная история. Мне пришлось сбрить бороду, чтобы получить визу. Консул только по ведомым ему причинам отказался мне ее давать, потому что ему не понравился мой внешний вид. Хотя на фотографии в паспорте я тоже с бородой. Но он сказал, что у нас в Китае такие традиции, люди не носят бороды, поэтому если едешь в Китай, соблюдай наши традиции, – приходи без бороды, и я тебе дам визу. Я очень долго сомневался, стоит ли мне это делать или нет, так как с его стороны было не совсем компетентно заставлять меня сбрить бороду. Но тем не менее я решился на это. Зато мы сняли клип, как мои друзья сбривают мне бороду, и это было очень весело. В итоге консул все-таки дал мне визу. Один раз я продлял ее в Пекине. А в Гонконг мы ездили еще и для того, чтобы сделать новые визы.

Как я понимаю, весь путь вы проделали автостопом. Говорят, что в Китае он не развит. Что можешь сказать по этому поводу?

Изначально я был наслышан и читал в интернете, что в Китае нет автостопа, и это сложно. Но здесь много любопытных людей, которые останавливаются, чтобы просто спросить, что ты здесь делаешь, почему не на автобусной остановке и так далее. Я заготовил несколько бумажек с фразами, которые нашел в интернете. На них написано «мне нужен автобан» или «я еду без денег, подвезите меня до определенного места», куда просто вставляешь нужный тебе город. Никогда не возникало каких-то особых проблем, потому что люди читают это и уже понимают, что тебе нужно.

Подвозили разные люди на разных машинах, начиная от Лексусов и BMW последних моделей, заканчивая совсем простыми машинами. Но все были приятными людьми, и все пытались нам помочь, как могли. В России, например, редко встретишь водителя, который захочет тебя накормить. А здесь многие приглашают тебя поесть, покупают воду, какие-то сладости или еще что-то.

Наверняка были какие-то интересные истории, которые запомнились.

Самым необычным для меня было, когда нас подвез буддистский монах. Для меня это вообще был первый опыт увидеть вживую буддистского монаха, а тут я оказался в его машине.

А однажды поймать машину нам помогали двое полицейских. Сначала мы долго им объясняли, что нам не нужно на вокзал, затем они поймали какую-ту машину, выбежав на середину дороги. Вряд ли я был бы доволен на месте водителя, которого так остановили и посадили в машину каких-то иностранцев. Сначала водитель действительно был не особо в духе. Он не знал английского, но говорил по-французски. Мы тоже говорим по-французски, поэтому в итоге разговорились. Он даже включил какую-то украинскую песню и попросил перевести ее.

Make Like a Tree: автостопом по Китаю с гитарой за спиной [ВИДЕО]

Сергей Онищенко и Ольга Мельникова 3 месяца ездили по Китаю автостопом, давая концерты. Фото: ЭКД/Eugan Kaistr

Давай перейдем к творческой составляющей проекта Make Like a Tree. Как вообще тебя встретила местная публика?

Надо сказать, что до момента, как я сюда попал, никакого представления о Китае у меня не было. Отсюда возникало много страхов по поводу того, как же мою музыку будут здесь воспринимать. Первое выступление мы дали в Харбине, и все прошло просто замечательно: был полный зал, и публика была очень хорошо настроена на музыку.

Чаще всего на мои концерты приходит местная публика. Конечно, есть и иностранцы, но в основном это китайская аудитория. К тому же большая часть не понимает английский язык, не говоря уже о русском. Но музыка – это интернациональное явление, и если люди умеют слушать и ощущать ее, то проблем не возникает. Я чувствую, что людям близко то, что я делаю, и меня это очень радует. Для меня стало большим открытием то, что моя музыка может существовать не только в странах СНГ, но и в тех странах, где меня не понимают.

Я вообще считаю, что китайцы очень музыкальная нация, потому что сам их язык построен на тонах. Мне кажется, они слышат намного больше фальшивых нот, чем западные люди.

Ты самостоятельно договаривался о выступлениях?

Еще находясь в Украине, я много искал места для выступлений, но нашел площадки только в больших городах. Остальные были под большим вопросом, потому что там я не мог выйти на организаторов концертов и менеджеров заведений. Тогда я стал спрашивать у людей на сайте CouchSurfing, где можно выступить, и это дало результаты.

Я сделал пресс-релиз, залил ролики в интернет, но большой ошибкой было то, что я не знал, что здесь забанены Myspace, Youtube и ряд других ресурсов. И когда я отсылал ссылки, люди не могли открыть их. Тогда я зарегистрировался на китайских ресурсах, загрузил все туда, и стало намного легче. Нужно искать на китайских сайтах и пользоваться местными средствами общения. Часто я прошу китайских друзей позвонить и договориться.

То есть график выступлений ты планируешь заранее?

Нет, в 50% случаев я приезжал в город, просто шел в какое-то место и говорил, что хочу выступить. Многие без проблем соглашались. И даже концерты, организованные за один день, собирали полные залы.

Конечно, легче найти площадку для выступления в больших городах, где есть англоговорящие менеджеры. Но в маленьких городах тоже хорошо, так как люди там очень ждут, что кто-то к ним приедет, и концерты проходят очень вдохновленно. Например, чтобы сделать себе тур по Европе, нужно бронировать места за полгода. С этой же проблемой я столкнулся в Гонконге, – все уже давно забито на три месяца вперед. Но в других городах Китая намного проще, почти всегда тебя могут куда-то вставить.

В какого рода местах ты в основном выступаешь?

Обычно я ищу те места, в которых подхожу по формату. Книжные магазины, арт-галереи, фотостудии, то есть не совсем то, что является питейным заведением, где музыка просто звучит фоном. Я хочу, чтобы она шла людям в уши. Но не всегда легко найти такие места. Некоторые мне советовали какие-то ночные клубы, куда я писал и мне приходил ответ, что это совсем не формат.

Make Like a Tree: автостопом по Китаю с гитарой за спиной [ВИДЕО]

Сергей Онищенко и Ольга Мельникова. Выступление Make Like a Tree в клубе «C:Union» в Гуанчжоу. Фото: ЭКД/Eugan Kaistr

Думаю, многим будет интересно узнать о материальной составляющей такого творчества в Китае. Реально ли хорошо заработать?

Сейчас я понимаю, что если бы заранее все лучше спланировал, то можно было бы заработать гораздо больше. Опять же, у меня нет цели скопить кучу денег, вернуться домой и купить виллу. Цель в познании самой страны и заработать, чтобы хватило на еду, передвижение, покупку одежды. Хотя Китай удивил тем, что музыкой здесь можно серьезно зарабатывать. Можно давать несколько концертов в месяц и жить здесь на это. Если все делать заранее, то, конечно, это приносит больше денег.

Какая здесь чаще система оплаты: деньги с билетов или фиксированная сумма?

Всегда по-разному. Либо это билеты, либо свободный вход и оговоренная сумма. С билетами такая же система, как в России и Украине: 70 на 30, 70% – музыканту, остальное – заведению.

Если говорить о фиксе, то иногда в больших городах он меньше, чем в маленьких. Что сначала показалось странным. Например, в Шанхае один раз заплатили только 300 юаней, а в Ляньюньгане –1000 юаней. Больше всего за один вечер получилось заработать больше 2000 юаней: 1500 юаней – с билетов и остальное – с продажи моих дисков и фотографий, которые я делаю в путешествии.

Иногда я устраивал бесплатные концерты, когда бар платил мне процент от выручки или небольшую символическую сумму.

Какие бы советы ты мог дать творческим людям, которые хотят попробовать себя в Китае?

Правила путешествующих музыкантов по сути одинаковы везде. Нужно четко понимать, за сколько времени ты доберешься до конкретного места, и плотно сбить свой график, чтобы у тебя не было простоя. Для меня как раз самой большой сложностью было найти нужные контакты.

Вообще Китай – это страна очень больших возможностей. Потому что он еще не насыщен различными веяниями с Запада, и люди открыты ко всему новому. Главный совет – нужно очень хотеть сюда поехать. Многие люди, сидя у себя дома, создают очень качественную музыку, с которой можно выступать на многих площадках. Но у них нет уверенности в себе. Нужно быть готовым, что будут возникать какие-то трудности, но ведь очень просто написать для начала в какие-то заведения и дождаться ответа. Главное – начать действовать!

Беседовал Артем Жданов

 

scroll to top