Сегодня много говорят о сексуальной революции в Китае. Существует несколько теорий, объясняющих, почему одни регионы Китая более толерантны к неконвенциональному сексуальному поведению (например, добрачному сексу и гомосексуальности), а другие — менее. ЭКД рассказывает о новом академическом труде социолога Яна Ху из Университета Эссекса, в котором он дает новое объяснение региональным различиям сексуальных взглядов и преодолевает нестыковки старых теорий. Забегая вперед, отметим, что ключ ко всему — системы орошения риса и пшеницы. Но обо всем по порядку.
В 1989 году только 15% жителей Китая занимались сексом до свадьбы. Доля резко выросла до 40% в 1994 г. и до 71% в 2012 г. При этом 4,5% замужних женщин и 16,5% женатых мужчин заявляли, что имели половые отношения с кем-то на стороне. Согласно последним исследованиям, около 3-5% населения Китая гомосексуалы, а 11% неженатых мужчин и 5,8% женатых хоть раз занимались сексом с мужчиной.
Сексуальное поведение — это одно дело, а вот взгляды на секс — другое. В своем исследовании Ян Ху проанализировал данные крупного социального опроса населения Китая (2010 China General Social Survey), в котором приняли участие 11 тысяч человек из 30 провинций. В частности, автора интересовали ответы на вопросы об отношении к добрачному сексу, внебрачным связям (изменам) и половым отношениям с людьми того же пола.
Исследовательская находка состоит в том, что, вопреки традиционной теории о влиянии западных ценностей и экономического роста на сексуальные взгляды, в реальности мнение китайцев о сексуальном поведении зависит от вида сельскохозяйственной культуры, выращиваемой в провинции — риса или пшеницы.
Национальной сексуальной революции нет
Проанализировав ответы всех респондентов, автор исследования обнаружил, что большинство китайцев скорее не одобряют ни добрачный, ни внебрачный секс, ни гомосексуальность.
Другими словами, ситуация достаточно далека от «национальной сексуальной революции». Более того, на региональном уровне наблюдается значительный разброс. Например, в провинции Синьцзян только 7% населения одобряют добрачный секс, и лишь 2% — гомосексуальность. Напротив, в Гуандуне 54% жителей считают добрачный секс приемлемым явлением, а 24% признают таким же гомосексуальность. Значимые географические различия свойственны также отношению к внебрачному сексу.
Старые теории
Некоторые исследователи считают, что улучшение питания (вызванное социально-экономическим развитием) снижает возраст полового созревания, что в свою очередь ведет к либерализации отношения к сексу. Это так называемая «теория модернизации». Но автор исследования обнаружил, что люди из таких провинций, как Цзилинь, в которых ВВП на душу населения, уровень дохода семей и урбанизация достаточно высоки, не отличаются в своем отношении к сексу от менее развитых провинций (например, Гуйчжоу и Сычуань).
Другие ученые связывают либерализацию отношения к сексу в Китае с культурным влиянием Запада — своего рода «теория вестернизации». Они считают, что политика открытых дверей, начатая в 1978 году, предрасположила людей к западным идеалам индивидуализма и свободы, которые в свое очередь способствовали либерализации взглядов на секс.
Однако это соответствует истине лишь частично. Я обнаружил, что жители таких провинций, как Сычуань, которые обладают сравнительно низким уровнем как торгового, так и культурного обмена с западными странами, демонстрируют более либеральные взгляды на внебрачный секс и гомосексуальность, чем жители более «вестернизированных» провинций (например, Фуцзянь и Цзянсу). В «вестернизированных» провинциях люди имеют более либеральные взгляды лишь на добрачный секс.
Также есть мнение, что особую роль сыграла экономическая реформа 1978 года, когда были либерализованы рынки, ранее занятые одним лишь государством, и распущены коллективные рабочие единицы. Это якобы привело к идеологическому сдвигу от коллективизма к индивидуализму.
В то же время массовая деиндустриализация дала толчок к развитию сферы услуг, включая предоставление услуг, относящихся к сексу. В таких провинциях и муниципалитетах, как Цзянсу и Шанхай, которые более деколлективизированы и деиндустриализированы, чем многие другие, отношение к внебрачному сексу также более толерантно, а вот к добрачному сексу и гомосексуальности — нет.
«Рисовая теория»
Территория Китая — 9,5 млн кв.км, поэтому было бы не совсем правильно говорить, что определенные регионы отличаются от других, только потому что они находятся под различным влиянием таких социальных трендов, как модернизация и «вестернизация». Это заставило меня обратиться к более укорененным различиям между китайскими провинциями. Одним таким очевидным различием является то, что люди едят и выращивают. На протяжении веков в одних провинциях доминировало выращивание риса, а в других — пшеницы. Согласно «рисовой теории», жители «рисовых» и жители «пшеничных» провинций, помимо разницы в доминирующей сельскохозяйственной культуре, могут отличаться своим мышлением.
Ян Ху обнаружил, что в таких «рисовых» регионах, как Гуйчжоу, Фуцзянь и Сычуань, гораздо больше жителей, толерантно относящихся к добрачному и внебрачному сексу и гомосексуальности, чем в таких «пшеничных», как Цзилинь и Шэньси.
Основное различие между рисовыми и пшеничными плантациями состоит в системе орошения. Рисовые поля требуют серьезной ирригации, в то время как для орошения пшеницы требуется гораздо меньше воды и усилий. Веками до внедрения современных машин для обеспечения должного орошения рисовых полей была необходима тесная кооперация между многими семьями крестьян. Выращивание пшеницы, напротив, чаще было связано с работой семей по отдельности.
Потребность в сотрудничестве ради обеспечения себя пищей (по-другому было не выжить) в «рисовых» регионах могла способствовать развитию более высокого уровня взаимозависимости людей друг от друга, обоюдного взаимопонимания и толерантности. Все это в совокупности уменьшало вероятность чьей-либо социальной маргинализации. Совсем по-другому все было устроено в «пшеничных» регионах, где тот же самый дух взаимопонимания и взаимозависимости ценился гораздо меньше, так как люди привыкли надеяться сами на себя.
Вывод
Исследование утверждает, что толерантность к неконвенциональному сексуальному поведению порождена необходимостью и неизбежностью взаимозависимости жителей «рисовых» провинций. В этом ключ к понимаю либерализации взглядов на секс.
Недавние социальные изменения, конечно, могли способствовать «сексуальной революции» В Китае, однако представляется логичным, что давнее различие между выращиванием риса и пшеницы продолжает играть роль в отношении жителей Китая к сексу. Обнаружение того, что влияет на различия в уровне толерантности к определенным сексуальным практикам, может оказать существенное влияние на принципы проведения уроков по сексуальному воспитанию в школах разных регионов.
Подготовил Владимир Григорьев