Доставка попкорна и бум стриминга: как Covid-19 изменил киноиндустрию Китая

Фото: South China Morning Post

Рынок кинопоказа в Китае переживает не лучшие времена. Из-за эпидемии Covid-19 пришлось ввести жесткие карантинные меры, все кинотеатры в стране закрылись. В это время стриминговые платформы и онлайн-кинотеатры начали активно привлекать новых зрителей. South China Morning Post рассказывает, как меняется китайская индустрия кино и развивается «кинотеатр на коленках».

Что происходит на рынке кинопроката?

Еще в конце января 2020 года власти нескольких провинций юга Китая издали указ о запрете кинопоказов. Ограничения действовали вплоть до середины марта, когда объявили об отсутствии новых случаев заражения Covid-19. С 20 марта в стране вновь заработали 600 кинозалов, но большинство пустовали из-за страха зрителей перед второй волной эпидемии. Впрочем, через неделю Государственная комиссия по делам радио и телевидения распорядилась снова все закрыть, на этот раз по всей стране.

Одной из «жертв» карантина стала компания Golden Harvest Yinhe Movie Theatre, владеющая кинотеатрами в Тяньцзине.

«Жаль, но мы не дотянем до момента, когда кинозалы можно будет открыть», — сообщалась на ее официальной странице в социальной сети Weibo 21 апреля.

На сегодняшний день в Китае зарегистрировано около 11 тыс. кинотеатров. Если в прошлом году по стране закрылись 267 кинозалов, то в нынешнем эксперты ожидают удвоения данного показателя.

«Это была тяжелая зима для владельцев кинотеатров, особенно небольших компаний из провинциальных городов. Если они не заработают в ближайшие два месяца, число закрывшихся кинозалов удвоится», — считает Уилсон Чоу, глава департамента глобальных технологий, медиа и телекоммуникаций филиала PwC в городе Шэньчжэнь провинции Гуандун.

С начала китайского Нового года 24 января 2020 года на экраны не вышел ни один крупнобюджетный блокбастер, что также не способствовало привлечению зрителей.

Что ждет кинотеатры теперь?

По оценкам Государственной комиссии по делам радио и телевидения КНР, в 2020 кассовые сборы кинотеатров упадут на 30 млн юаней ($4,2 млн). Учитывая, что в предыдущем году общие сборы кинопрокатчиков составили 64,2 млн юаней ($9 млн), компании потеряют почти половину своего дохода.

Кризис, вызванный эпидемией, с другой стороны, ускорит изменения в сфере кинопроката. Так предполагает замглавы отдела пропаганды ЦК КПК Ван Сяохуэй. При этом не уточняется, как именно будет проходить реформа в индустрии кино.

«В краткосрочной перспективе индустрия понесет значительные убытки в связи с закрытием кинотеатров, приостановкой съемок и продвижения новых фильмов. В долгосрочной перспективе экономическое давление изменит структуру рынка, форматы продвижения фильмов и осуществления основной деятельности», — отметил чиновник.

Как кинотеатры пытаются выйти из положения?

Значительная часть китайских кинотеатров продолжает работать не в полную мощность. Об этом свидетельствуют данные апрельского исследования, проведенного крупнейшим в Китае аналитическим сервисом в сфере развлечений Maoyan Entertainment (猫眼娱乐). По его данным, до 72% зрителей хотят вернуться в привычные места просмотра кинофильмов. Однако компания рекомендует продолжать функционировать с заполняемостью в 40% от максимальной.

Некоторые кинотеатры начали продажи билетов с открытой датой и скидкой 50%. Ради выживания они также продают попкорн и сдают помещения для свадебной фотосъемки.

«Минимум 5 компаний-операторов интересовались, есть ли у меня клиенты, желающие устроить свадебную фотосессию в кинозале. Они буквально падали мне в ноги», — говорит фотограф из Тяньцзиня Сэм Ван.

Разумеется, все это капля дохода в море убытков, понесенных кинопрокатчиками. Но по словам сотрудника кинокомпании из города Нанкин (провинция Цзянсу) Рика Суна, кинотеатры готовы идти даже на такие меры, чтобы остаться на плаву.

Кто в киноиндустрии выиграл от карантина?

На фоне эпидемии в Китае стали стремительно развиваться стриминговые онлайн-платформы. Как сообщает Maoyan Entertainment, за новогодние праздники 2020 для стриминга стали доступны 26 новых фильмов, а количество ежедневных онлайн-просмотров удвоилось по сравнению с предыдущим годом. Число пользователей стриминговых платформ в этот период достигло отметки в 310 млн человек — прирост составил 21% по сравнению с Новым годом 2019.

В конце января кинокомпания Huanxi Media (欢喜传媒) транслировала собственную комедию «Затерянные в России» (囧妈) на стриминговых платформах – TikTok и Toutiao, принадлежащим компании ByteDance. За три дня бесплатного показа фильмы посмотрели более 600 млн человек. Еще одна комедия «Enter the Fat Dragon» (肥龙过江) появилась онлайн 1 февраля и за три дня собрала 63 млн просмотров, правда, платный.

В пользу платного онлайн-просмотра из дома говорит и цена: за один фильм пользователь сервисов Tencent Video (腾讯视频) или iQiYi (爱奇艺) платит 12 юаней ($1,7). Средняя цена просмотра фильмов в китайских кинотеатрах начиналась бы от 30 юаней ($5).

«Если люди осознают, как здорово развлекаться, не выходя из дома, вернуться к прежнему досугу для них будет сложно», — считает Уилсон Чоу из консалтинговой компании PwC.

Пользователи социальной сети Weibo уже обсуждают, так ли необходимо посещать кинотеатры:

«Кинотеатры потеряют 30 миллионов — народ сбережет 30 миллионов».

«Я один последний раз был в кино аж на фильме «Овца без пастуха» (误杀) в 2019 году?»

Подготовил Андрей Дагаев

 

scroll to top