Звучание природы. 8 традиционных китайских музыкальных инструментов

Гучжэн, принадлежит категории «звучание шелка». Фото: bufangkelly, Flickr

Музыка Китая самобытна и уникальна. В стране своя нотная система, свои классификации музыкальных инструментов. Одна из традиционных классификаций делит музыкальные инструменты по материалу изготовления. В ней 8 категорий-звучаний: металл, камень, шелк, бамбук, тыква-горлянка, глина, кожа и дерево. ЭКД расскажет об одном инструменте из каждого материала.

Металл — колокола бяньчжун 编钟 (biānzhōng)

Колокола делали из бронзы. На них играли во время религиозных ритуалов, перед военными сражениями и перед выступлениями императора. В одном наборе может быть сколько угодно бяньчжунов любых размеров: самая большая коллекция состоит из 65 колоколов. Она хранится в музее провинции Хубэй, а ее копию используют во время важнейших государственных мероприятий, например, на церемонии возвращения Гонконга в лоно родины в 1997 году.

Бяньчжуны из захоронения династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Фото: Augusthaiho / CC BY-SA

Камень — гонги бяньцин 编磬 (biānqìng)

Бяньцин — набор каменных плиток разного размера, подвешенных к деревянной стойке обычно в два горизонтальных ряда. Форма цинов напоминает букву Г. Встречаются бяньцины из нефрита, их делали для дворцовых торжеств. По бяньцинам ударяют палочками с шарообразными наконечниками — как у ксилофона — или молоточками. Звучание бяньцина звонкое и распространяется далеко.

Фото: China Daily

Глина — свистулька сюнь 埙 (xūn)

Сюнь, возможно, один из древнейших в мире музыкальных инструментов. Его обнаружили при раскопках культуры Хуншань, а ей больше 6 тыс. лет. Сюнь — это инструмент из глины, по форме напоминающий яйцо, с боковыми отверстиями для пальцев и для рта — сверху — куда нужно дуть. Инструмент издает приглушенный и немного трагический звук.

Сюни времен династии Шан (1600-1046 г. до н.э.). Фото: VCG

Кожа — барабаны тангу 堂鼓 (tánggǔ)

Тангу похожи на бочки среднего размера, на них играют двумя палочками. Кожу для барабанов традиционно берут у буйволов. Звучание тангу зависит от силы удара и места на круге из кожи. Китайцы играют на барабанах большими коллективами для придания торжественности: исторически инструмент был нужен на праздниках и перед военными сражениями.

Фото: peoplerail.com

Шелк — цитра цинь 琴 (qín)

Цинь — общее название ряда струнных китайских музыкальных инструментов. К ним относится и знаменитый гуцинь, инструмент интеллектуалов и ученых мужей, на котором умели играть философ Конфуций и поэт Ли Бо. Традиционно струны для циней делали из скрученных нитей шелка разной толщины, но сейчас они стальные. Современный цинь представляет собой деревянный корпус из двух дек, покрытых лаком. Для инструмента характерен густой, свободный, насыщенный звук.

Фото: Pinterest

Дерево — кастаньеты пайбань 拍板 (pāibǎn)

Пайбань — это небольшие плоские дощечки, свободно связанные между собой. Кастаньеты держат вертикально одной рукой. Пайбань делают из разных видов дерева, самые распространенные — это сандал и палисандр, иногда пайбань делают и из бамбука. Звучание у китайских кастаньет звонкое, пощелкивающее и суховатое. Часто на кастаньетах играют одновременно с небольшим барабаном, все делает один исполнитель. Такой комплект инструментов называется губань (鼓板 gǔbǎn).

Фото: Wikimedia Commons

Тыква-горлянка — губной орган шэн 笙 (shēng)

Шэн — инструмент из множества вертикальных трубок разной длины, которые вставлены в мундштук. В древности мундштук делали из тыквы, а сейчас он деревянный или металлический. На шэне можно одновременно играть несколько нот — за это его называют губным органом. Музыкант дует в мундштук (или вдыхает воздух), а пальцами закрывает отверстия на трубках. Впервые шэн упоминается в «Книге песен» — памятнике китайской литературы 11-6 вв. до н э.

Современные шэны делают из меди, но традиционно использовался бамбук. Фото: Nikolaj Potanin/flickr

Бамбук — горн cона 唢呐 (suǒnà)

У соны конический ствол длиной 30-60 см, 7-8 игровых отверстий и широкий раструб (раньше из бамбука, сейчас чаще из металла), а по звучанию она похожа на гобой. Без соны не обходятся китайские свадьбы и похороны: этот инструмент громкий и бесцеремонный. Будучи неотъемлемой частью всех народных гуляний, сона ассоциируется с простолюдинами и в последнее время вышла из моды. В одной деревне в провинции Шаньдун ввели ограничения на пышные свадьбы и запретили народные ансамбли, поэтому теперь музыканты беспокоятся о будущем инструмента.

Музыкант играет на соне в Пекине. Фото: VCG

Елизавета Петрова

 

scroll to top