О китайской киноиндустрии весь мир узнал благодаря так называемому «пятому поколению» режиссеров. Их фильмы перестали ассоциироваться лишь с коммунистической пропагандой и стали самостоятельной сферой, которая перестала опираться только на традиционные виды искусства. ЭКД рассказывает, почему их работы нашли отклик на Западе и какую идею они хотели донести миру.
История развития китайской киноиндустрии
Китайская киноиндустрия начала развиваться в Шанхае с начала 20-го столетия, когда в 1905 году пекинский фотограф Жэнь Цинтай (任庆泰 Rèn Qìngtài) создал первый короткометражный фильм «Битва при горе Динцзюньшань» (定军山 Dìngjūnshān) — немой отрывок из одноименной пекинской оперы. С этого момента появляются первые кинокомпании и первые полнометражные фильмы, однако в это время они, скорее, воспринимаются как развлечение, а не искусство.
С наступлением японо-китайской войны (1937—1945) и оккупацией Шанхая многие кинокомпании были вынуждены закрыться, поэтому количество выпускаемых фильмов значительно сократилось. Тем не менее, именно в это время появляется первый цветной фильм режиссера У Синцзая (吴性栽 Wú Xìngzāi), который также снимает популярную оперу «Ненависть не на жизнь, а на смерть» (生死恨 Shēng sǐ hèn).
С образованием КНР в 1949 году наступает коммунистическая эпоха китайского кинематографа. Создается первая Пекинская академия киноискусства, работы которой приобретают социалистическую окраску. В годы «культурной революции» (1966—1976) кинопроизводство подвергается ряду крупных ограничений и практически сходит на нет. С конца 70-х съемки возобновляются и возникает так называемое «кино шрамов», критически оценивающее последние события жизни страны. Самыми известными становятся картины режиссера Се Цзиня (谢晋 Xiè Jìn) «Поселок Фужун» (芙蓉镇 Fúróngzhèn) и «Легенда горы Тяньюньшань» (天云山传奇 Tiānyúnshān chuánqí), получившие высшую китайскую кинематографическую награду «Золотой петух».
Наконец, наступает переломный для китайской киноиндустрии 1982 год. Пекинскую киноакадемию в 1982 году оканчивает первый выпуск после «культурной революции», сегодня они известны как «пятое поколение». Самые выдающиеся режиссеры «пятой волны» — это Чжан Имоу (张艺谋 Zhāng Yìmóu), Чжан Цзюньчжао (张军钊 Zhāng Jūnzhāo), Чэнь Кайгэ (陈凯歌 Chén Kǎigē) и Тянь Чжуанчжуан (田壮壮 Tián Zhuàngzhuàng).
Именно благодаря им продукция китайского кинематографа становится известной на Западе и больше не ассоциируется лишь с коммунистической пропагандой. Эти молодые и полные сил юноши обладали совершенно новым взглядом на мир. Они не сковывали себя идеологией и принципами соцреализма, не боялись выражать собственные идеи и жизненный опыт, что в итоге и сделало их кино по-настоящему режиссерским.
Характерные особенности кинокартин «пятого поколения»
Режиссеры «пятого поколения» стали искать вдохновение не только в китайской культуре, но и в традициях западного киноискусства, которому, возможно, отдавалось даже большее предпочтение. В своих картинах они затронули целый ряд исторических и социальных проблем страны, выступили против устоявшейся «идеологической чистоты» и более не собирались одобрять политический курс Китая. При этом, они смогли избежать прямой критики за счет акцентирования внимания на судьбах и личных драмах людей.
Режиссеры «пятой волны» начали осваивать более сложные сюжеты и символику, а их работы стали рассчитаны на более образованных зрителей, способных понять глубоко заложенный смысл. Если раньше перед фильмами ставилась задача донести зрителям ценности коммунистической партии и, следовательно, быть простыми для понимания всех слоев, то в этот период картины начали содержать сложные размышления об истории и культуре страны.
«Пятое поколение» смогло обогатить китайский кинематограф благодаря использованию многочисленных образов и абстракций. Смогло модернизировать стиль китайского кинопроизводства и придать ему новые визуальные краски. Режиссеры по-другому оформляли кадры, не боялись экспериментировать со звуком, светом и монтажом. И хотя каждая работа того времени уникальна и содержит свои собственные проблемы, всех режиссеров того времени объединяет критический подход к социально-политическим условиям жизни и стремление изменить привычную манеру киноповествования.
Лучшие фильмы «пятого поколения»
«Один и восемь» (一个和八个 Yīgè hé bāgè) — Чжан Цзюньчжао
Эта лента стала первым полнометражным фильмом «пятого поколения». Картина рассказывает о девяти мужчинах, взятых в плен Национально-революционной армией Китая в период японо-китайской войны (1937-1945). Один из них — ни в чем не повинный солдат Ван Цзинь (王金 Wáng Jīn), несправедливо обвиненный в предательстве. Остальные — группа преступников, включая бандитов, шпионов и дезертиров, которых посадили в тюрьму, чтобы искупить свои преступления.
Фильм снимался в небольшой киностудии Гуанси-Чжуанского автономного района недалеко от границы с Вьетнамом, что изначально предоставило команде значительно больше возможностей и свобод. Здесь Чжан Цзюньчжао впервые начал использовать привычный сегодня язык кино: играл со светом и музыкой, пробовал размывать фон и отходить от четкой детализации. Театр, опера и другие традиционные виды искусства больше не брались за основу. Кино стало влиять на психологическое состояние зрителей исключительно благодаря собственным визуальным эффектам.
Сюжет условно можно разделить на две части. В первой действия разворачиваются в тюрьме. Здесь зритель знакомится с героями и осознает существующий между ними контраст. Ван Цзинь практически всегда изображается отдельно от других преступников и редко находится в центре кадра, что лишь усиливает его независимость и обособленность от остальных персонажей. Такая постановка кадра подчеркивает контраст индивидуального и коллективного, ставит под сомнение заложенный Компартией принцип общественного интереса. Во второй части фильма отряд подвергается атаке со стороны японских сил. Восемь ранее непатриотичных и равнодушных к войне мужчин присоединяются к Ван Цзиню и отважно сражаются с нападающими. Однако финал подрывает их патриотические настроения: лишь двое остаются в живых, но даже они близки к тому, чтобы потерять рассудок.
После окончания съемок команда не была до конца уверена, как зрители воспримут их работу. Криминальные герои и особый художественный стиль сильно отличали его от предыдущих картин военной тематики. Поэтому пока цензоры просматривали фильм, Чжан Цзюньчжао решил провести отдельный показ в Пекинской киноакадемии. К его удивлению, фильм довел публику до слез. Студенты и преподаватели обнимали создателя и поздравляли с успешной работой. К сожалению, цензоры не оценили новаторский стиль режиссера и отложили выпуск на несколько лет.
«Желтая земля» (黃土地 Huáng tǔdì) — Чэнь Кайгэ
В фильме Чэнь Кайгэ не критикует Компартию напрямую, но показывает, что она не смогла улучшить жизнь крестьян. Чтобы показать масштаб проблемы, режиссер использовал широкие пейзажные кадры. Засушливая сельская местность провинции Шэньси лишь усиливает одиночество и страдания крестьян, иллюзию свободы и беспомощность что-либо изменить в условиях жестокого режима КПК. Это был фильм абсолютно нового типа. Крестьяне и солдаты в нем больше не идеализировались, а зрителям не преподносился никакой моральный урок. В наши дни подобные вещи воспринимаются как должное, но в тот момент это считалось революционной идеей.
Действие фильма происходит в 1939 году, когда Компартия решает объединиться с партией Гоминьдан, чтобы противостоять японской агрессии. Молодой солдат Гу Цин (顾青 Gù Qīng) отправляется в провинцию Шэньси, чтобы собрать народные песни и поднять национальный дух. Во время путешествия он понимает, насколько тяжело живется крестьянам и как сильно они страдают от бедности. В КНР фильм неоднократно подвергался нападкам со стороны цензуры, но запрещен не был. В 1984 году его показали на Гонконгском международном кинофестивале, и зрители были ошеломлены тем, что такой фильм может быть создан в Китае. Именно «Желтая земля» сделала «пятое поколение» известным за рубежом и повлекла за собой приток иностранных инвестиций.
«Прощай, моя наложница!» (霸王別姬 Bàwáng bié jī) — Чэнь Кайгэ
Фильм рассказывает о дружбе двух актеров Пекинской оперы и женщине, вставшей между ними. Фильм затрагивает проблему политической нестабильности в Китае середины 20-го века и показывает развитие страны в период с 1924 по 1977 гг. На основе истории главных героев режиссер передает тяжелые условия жизни простых людей и говорит о том, как исторические события влияют на их судьбы. Единственным неизменным в условиях постоянной борьбы для них остается лишь опера, которая на фоне непрекращающихся изменений приобретает первостепенное значение. Из-за прозрачного политического подтекста фильм был запрещен в Китае, однако это не помешало ему получить награды на Каннском кинофестивале и быть номинированным на премию «Оскар».
«Красный гаолян» (红高粱 Hóng gāoliang) — Чжан Имоу
Фильм рассказывает о молодой девушке, которую насильно выдают замуж за больного, но обеспеченного старика, владеющего винокурней. Во время свадебной процессии между невестой и одним из носильщиков паланкина возникает чувство симпатии. Они скрываются в зарослях красного гаоляна и предаются любви. Вскоре жених героини умирает, и возлюбленные начинают жить вместе. Однако их тихая счастливая жизнь прерывается в результате японского вторжения, когда всем крестьянам приходится встать на защиту своих земель.
Грубая мужественность здесь резко контрастирует с традиционным образом утонченного интеллектуального юноши времен императорского Китая. Контраст символизирует поиск истинных, более глубоких корней китайского происхождения. В фильме был нарушен и доминирующий ранее образ добродетельной девушки, которая должна оставаться скромной и покорной воле судьбы. Прокаженный владелец винокурни представляет собой устаревшую феодальную и патриархальную систему страны, которую давно следует заменить, а сельская местность, которой самодовольно пользуется весь народ, ассоциируется с беззащитной сущностью женщин.
В одном из своих интервью Чжан Имоу рассказывал, сколько усилий ему потребовалось для создания декораций. Фермеры не заботились о внешнем виде урожая, поэтому съемочной команде приходилось самостоятельно ухаживать за травой. Но даже совместными усилиями им не удалось вырастить красивое сорго, поэтому его было решено снимать в незрелом виде. Международная премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале 1988 года, где работа была названа лучшей и получила высшую награду «Золотой медведь».
Хотя эпоха «пятой волны» уже миновала и с середины 1990-х годов сменилась режиссерами нового поколения, их фильмы продолжают пользоваться популярностью за рубежом. Для Квентина Тарантино Чжан Имоу по-прежнему остается любимым режиссером. Тем не менее, из кинокартин постепенно уходит бунтарский дух. Зрители устали от постоянных социальных проблем и хотят видеть более простые и увлекательные сюжеты. Сам Чжан Имоу начал отходить от замысловатых идей и отдавать предпочтение коммерчески выгодным фильмам развлекательного характера. Достаточно вспомнить недавно снятые «Проклятие золотого цветка» (满城尽带黄金甲 Mǎnchéng Jìndài Huángjīnjiǎ) и «Великую стену» (长城 Chángchéng), прославившиеся своей зрелищностью и фантастической постановкой боевых сцен.
Алена Смирнова
Читайте также на ЭКД: «9 экранизаций китайских произведений от Чжан Имоу». Часть 1 и Часть 2.