Чего ожидать от китайского карантина. Три истории от тех, кто смог попасть в Китай

Пассажиры рейса Москва—Шанхай 9 апреля 2020. Фото: Sergei Savostyanov/TASS via Getty Images, Bloomberg

Въезд в Китай для иностранцев ограничен с конца марта 2020. Ограничения на въезд то ослабляют, то усиливают в зависимости от эпидемической обстановки в мире. По последним постановлениям, из России в Китай могут въехать только иностранцы с визами, выданными после 3 ноября. После прибытия каждый должен провести две недели на централизованном карантине в отеле за свой счет. Судя по всему, даже после улучшения обстановки и начала всеобщей вакцинации такие правила въезда в КНР сохранятся в 2021 году. ЭКД поговорил с тремя героями, которые попали в Китай осенью 2020. Они рассказали, к чему готовиться.

Антон

Китаист из Казахстана, участвует в исследовательской программе по приглашению Пекинского университета. Карантин проводил в Сямэне (провинция Фуцзянь).

Я поехал в Китай по студенческой визе в конце сентября, с оформлением документов помогала приглашающая сторона. Поездка должна была состояться на 1,5 месяца раньше, но было сложно собрать документы и найти подходящие билеты. Сдавал анализ на коронавирус трижды. Сначала для визы, а последний перед вылетом, чтобы получить результаты за 72 часа до прибытия в Китай. Визу я получал в генконсульстве Алма-Аты.

Летел из Алма-Аты в Сямэнь (провинция Фуцзянь) с пересадкой в Сеуле двумя авиакомпаниями: Air Astana и XiamenAir. Взял с собой в ручную кладь только рюкзак — отсутствие большого чемодана оказалось преимуществом в поездке. Багаж взять не решился, потому что было непонятно, как будет проходить транзит в Южной Корее. В самолете в Китай было всего трое иностранцев: я, африканка и европеец с женой-китаянкой. Я был в первом классе и после посадки вышел из самолета достаточно быстро.

В аэропорту взяли анализ на ковид, но отпустили без регистрации «кода здоровья» на мобильном телефоне — на тот момент у меня не было китайской сим-карты.

Карантин в Сямэне длится 14 дней, а еще 7 дней местные жители должны изолироваться дома. Так как я собирался лететь до Пекина, меня отпустили через две недели, как обычно. Гостиница стоила 500 юаней в сутки ($76), ее оплачивал университет. Кормили нормально, только никак не мог привыкнуть к китайским завтракам. Часто заказывал ваймай (外卖 wàimài доставка еды), объелся креветками и морепродуктами. Два раза в номере убирались, сотрудница заходила в полной экипировке: очках и белом костюме.

В отеле дважды в день измеряли температуру. Я слушал онлайн-лекции по программе от университета, писал научную работу, медитировал — этому особенно способствовал вид из окна. За время карантина удалось купить через онлайн-магазин большой чемодан.

Вид на Тайваньский пролив из отеля Антона

Через две недели мне выдали сертификат о завершении карантина, из гостиницы увезли прямо в аэропорт. Уже в Пекине представители университета помогли настроить электронный код здоровья. Заметил, что в столице все строго носят маски в общественных местах и транспорте, даже на улице. В рамках программы ездил в другие города и провинции: в Ухане, например, очень многие давно без масок.

Тем, кто попадет в Китай, советую ехать налегке, настроить код здоровья, всегда носить с собой маску (на всякий случай) и сертификат об окончании карантина. Его до сих пор иногда проверяют, хотя в Китае я уже два месяца.

Екатерина

Учится в Минском государственном лингвистическом университете, в Китай поехала на языковые курсы. Провела карантин в Нанкине (провинция Цзянсу). Профиль в Инстаграм: @rina_smith.

Я оформляла студенческую визу в консульстве в Минске. Из документов требовали приглашение от китайского вуза, обычную визовую анкету и форму о состоянии здоровья Health Declaration — ее я скачала с сайта консульства. Консульство по электронной почте проверило результаты анализа на коронавирус и выслало форму здоровья с печатью. Анализ сдавала в центре эпидемиологии и гигиены, список всех аккредитованных организаций тоже есть на сайте.

Летела из Минска в Хельсинки авиакомпанией Belavia, а из Хельсинки в Нанкин компанией Finnair. Билеты обошлись в €660 ($800). В аэропорту Минска ничего не проверяли, самолет был полный, кажется, не все маски надевали. Рейс был коротким, давали только воду. В Хельсинки перед посадкой попросили показать, тест на коронавирус, Health Declaration и скачанный заранее QR-код здоровья. На борту несколько раз кормили. В полете заполнила еще одну анкету: о том, что здорова, не контактировала с больными и дикими животными.

Из самолета в Нанкине пассажиров выпускали по частям, приоритет отдали семьям с детьми. Аэропорт был пустой, проверяли пассажиров только с нашего рейса. У нас измерили температуру, проверили анкету, которую заполнили в самолете, QR-коды, взяли ПЦР-тест. После этого отправили на паспортный контроль, выдали багаж. Перед выходом в город распределили по автобусам.

Гостиницу выбирать я не могла. Комната обошлась в 4 тыс. юаней ($612) за 14 дней, еда — 1400 ($214). Оплатить проживание можно было наличными или через электронный кошелек WeChat. В отеле багаж обработали хлоркой. Отель был обычный, двухместная комната на одного человека, еду приносили три раза в день. Каждый день утром и днем измеряли температуру. Мазок ПЦР взяли на второй и на предпоследний день в гостинице.

Во время карантина я училась, немного занималась спортом.

Вид из окон отеля Екатерины

После отеля дали сертификат о завершении карантина и документ, которым обязали соблюдать противоэпидемические меры. Я заранее попросила, чтобы у меня взяли анализ крови и выдали справку. Еще мне отдали результаты обоих ПЦР-тестов, тоже по просьбе. Из гостиницы я поехала на вокзал, мне нужно было добраться до Нинбо (провинция Чжэцзян) — там находится мой университет. В Нанкине кто-то носил маски, кто-то нет. В Нинбо людей в масках еще меньше. В метро, торговых центрах перед входом просят отсканировать QR-код через приложение WeChat.

Кто поедет в Китай, возьмите с собой все документы с копиями и изучите их. Я боялась, что в Нинбо тоже заставят проходить карантин: так сообщила администрация вуза. Мне пришлось отправить им все справки, какие были, а они, вероятно, передали их властям города. Знание китайского языка очень поможет, в гостиницах могут не говорить по-английски.

Михаил

Россиянин, работает в Ханчжоу (провинция Чжэцзян). Жена и двое сыновей Михаила с зимы 2020 года жили в Таиланде. В августе Михаил поехал к семье, чтобы вместе с ними вернуться в Китай. Карантин они вчетвером проводили в Шанхае и Цзясине.

Моя семья была на Самуи с января, дети поправляли здоровье. Я собирался периодически к ним приезжать, но из-за закрытия границ это не удалось. 18 августа прилетел в Таиланд, чтобы увезти семью в Китай. И в Таиланде, и в Китае эпидемическая ситуация хорошая, на работе пошли навстречу и отпустили работать удаленно.

В Бангкоке я тоже сидел на карантине. Требования для въезда в Таиланд постоянно менялись, и в итоге представители консульства сами указали, на какой рейс покупать билеты. Меня пустили в Таиланд в статусе «родителя ребенка, который обучается в стране».

Примечание: иностранцам разрешили въезд в Китай из Таиланда с 25 августа по действующим разрешениям на временное проживание.

У моей жены в июне истек китайский вид на жительство, но она получила пригласительное письмо PU — их обязательно требовали в дополнение к документам на рабочую визу после введения ограничений. Тесты на ковид мы получили за 72 часа до вылета в Китай в специально аккредитованной клинике. Результаты отправили через электронную почту в китайское консульство Таиланда, которое выдало форму о состоянии здоровья. Тайский ПЦР-тест на одного человека стоил 6 тыс. бат ($200). В Китае я тоже делал такой тест для Таиланда, он стоил 1500 юаней ($230). Жене сделали рабочую визу, детям оформили семейную визу в китайском визовом центре, а я заехал в Китай по действовавшему ВНЖ.

В Шанхай мы летели компанией China Eastern из Бангкока. Это был обычный рейс, кроме того, что многие летели в защитных белых костюмах.

После прилета мы час просидели в самолете. Нам объяснили, что одновременно прибыли несколько рейсов. В аэропорту заполнили карантинные документы за себя и детей, просили указывать места в самолете — чтобы отслеживать заболевших и их контакты. Тест на коронавирус в Пудуне был очень неприятным: зонды слишком долго держали в носу. Хорошо, что у детей мазок брали изо рта. После этого был паспортный контроль, получение багажа, сортировка пассажиров по прописке: шанхайцев в одну группу, людей из разных провинций в отдельные группы. Никто не говорил, в какой отель мы поедем, не знали, заселят ли нас вместе. Мы с женой заранее поделили детей: думали, что разрешат жить одному ребенку с одним взрослым.

В видео на своем YouTube-канале Михаил рассказывает про поездку и сравнивает тайский карантин с китайским

Мы провели 3 дня карантина в шанхайской гостинице и 11 дней в городе Цзясин. Первая гостиница находилась далеко от центра Шанхая, на границе с провинцией Чжэцзян — дорога заняла несколько часов. Номер стоил 420 юаней в сутки ($64), нас заселили всей семьей. Питание предоставили в трех вариантах: самый дорогой набор стоил 120 юаней в день ($18,3) на человека. Доставка другой еды была доступна, но из ограниченного меню: только то, что разрешила гостиница.

Отель был очень хорошим, казалось, что его открыли недавно и специально для карантина. Нам выдали ртутные градусники. Мы должны были измерять температуру утром и вечером и выставлять градусники на тумбочке у двери, но никто не проверял, какой градусник чей. Уборки в номере не было, постельное белье не меняли, услуг прачечной не предоставляли, но могли по просьбе принести чистые полотенца. Окна открывать было можно.

Через три дня нас отвезли во вторую гостиницу, она находилась под Цзясином в городке Тунсян. Всех людей с пропиской в провинции Чжэцзян отправляли на карантин туда. Гостиница была старая и значительно хуже, чем первый отель. Нас тоже заселили вчетвером. В целом за 11 дней на отель и еду мы потратили 10 тыс. юаней. Еда в Тунсяне была просто ужасная, выбора не было, заказывать ваймай было нельзя. Мы уговорили администраторов, чтобы нам разрешили взять еду от знакомых в Цзясине: настолько надоел рис. Пару раз заказывали фрукты через другие приложения. После разборок нам все-таки позволили заказывать доставку еды, но передавали ее нам только дважды в день.

Во втором отеле не заморачивались с измерением температуры: просили каждый раз присылать мини-отчеты в WeChat. Мы копировали одинаковые сообщения, немного меняли числа. В китайских отелях все организовано хуже по сравнению с Таиландом. Там нужно до прилета заранее выбрать и оплатить отель в Бангкоке, а еду в отеле заказывают через приложение, где тоже большой выбор блюд. Анализы берут централизованно на парковке отеля. Раз в два дня приходят уборщики в спецзащите. Температуру проверяют бесконтактным термометром.

Вид из окна в отеле Шанхая

В отелях занимали детей: строили им полосы препятствий, систематизировали распорядок дня, делали поделки, танцевали, смотрели фильмы, играли в шахматы, в «Крокодила», заказывали новые наборы Lego, учились играть на укулеле по онлайн-занятиям.

За два дня до выезда снова взяли анализы на коронавирус, на этот раз мазок у всех брали изо рта, также взяли анализ крови. После выселения дали справки об отсутствии коронавируса и об окончании карантина. Гостиница предоставляла бесплатный трансфер до вокзала Тунсяна, но нас встречали знакомые на машине.

Советую взять с собой достаточно еды в дорогу: может оказаться, что после самолета долго не удастся поесть. Багаж в отелях не проверяют: если хотите, теоретически можно привезти мультиварку или плитку, чтобы готовить свою еду. Когда доберетесь до пункта назначения, не забудьте зарегистрироваться в полиции.