Топ-10 потрясающих современных зданий в Китае

Пекинский международный аэропорт Дасин. Фото: Interfax

До начала 21 века современная китайская архитектура представляла собой однотипные жилые дома и скромные офисные здания с фасадами из белой плитки и голубого стекла. Теперь же в стране можно найти одни из самых необычных построек в мире, пишет SupChina.

В конце 1990-х частные застройщики Китая начали массово приобретать городскую недвижимость, переделывая ее в жилые дома, торговые центры, офисные башни. Такой бум привлек архитекторов со всего мира, а карьера талантливых и амбициозных китайских дизайнеров резко пошла в гору. Результаты были потрясающими. А в некоторых случаях — потрясающе плохими, из-за чего в Китае уже 12 лет проходит конкурс «10 самых уродливых зданий года». Тем не менее строительная лихорадка дала возможность лучшим архитекторам планеты пользоваться свободой творчества и немалыми бюджетами для реализации задумок.

1. Пекинский международный аэропорт Дасин

Дата открытия: сентябрь 2019 года
Архитектор:
Заха Хадид
Локация:
Пекин

Фото: Hufton+Crow

Сводчатые потолки, плавные формы и естественное освещение международного аэропорта Дасин — это долгожданный глоток свежего воздуха в архитектуре. Поскольку Китай готовился обогнать США в качестве крупнейшего авиационного рынка в мире, столице требовался новый аэропорт, который мог бы не только обслуживать большие объемы перевозок, но и стать символическими воротами в Пекин.

Основанный на принципах традиционной китайской архитектуры, дизайн «морская звезда» не только увеличивает пропускную способность аэропорта, но и сокращает расстояния для путешественников. Пассажиры могут добраться до своего гейта всего за восемь минут, наслаждаясь при этом светлыми интерьерами, магазинами и кафе на любой вкус.

Аэропорт Дасин также интегрирован в окружающую среду. Элементы дизайна, включая фильтрацию света и защиту от солнца, снижают общее потребление энергии и выбросы углерода в здании примерно на 50%. В аэропорту, работающем на солнечных батареях, имеется сложная система отопления, водоснабжения и сбора дождевой воды. Это позволяет не только уменьшить углеродный след, но и очищать воду из близлежащих экосистем, предотвращать наводнения и управлять местным микроклиматом.

2. Штаб-квартира CCTV

Дата открытия: 2012 год
Архитектор:
Рем Колхас и Оле Шерен
Локация:
Пекин

Фото: OMA

Необычный дизайн здания получился благодаря битве за свободное пространство. Вместо привычного прямого небоскреба, башни образуют эклектичную форму острых углов и диагоналей. Этот проект является результатом длительного сотрудничества европейских и китайских инженеров по переосмыслению концепции высотного здания.

Рем Колхас, один из ведущих архитекторов, всегда хотел создавать противоречивые для зрителя решения. Когда человек обходит здание, его форма меняется в зависимости от угла обзора. Подобная динамика в какой-то степени — вызов архитектурной догме о чистоте линий. Колхас выступал в защиту дизайна башни после того, как Си Цзиньпин раскритиковал строительство «странных зданий» в 2014 году.

3. Большой театр Харбина

Дата открытия: 2015 год
Архитектор:
Ма Яньсун (马岩松)
Локация:
Харбин (провинция Хэйлунцзян)

Фото: Adam Mørk

Большой театр Харбина, расположенный на северном берегу реки Сунгари, будто высечен из воды и ветра. Этот комплекс был построен для размещения знаменитого 100-летнего симфонического оркестра города. Театр может вместить до 2 тыс. зрителей.

Дизайн здания — это настоящее искусство. Фасад из гладких белых алюминиевых панелей символизирует дух дикой природы северного города с холодным климатом. Внутри можно увидеть высокий стеклянный потолок, а затем вестибюль в теплых тонах, отделанный деревом, что создает резкий контраст с ледяным экстерьером.

Фото: Adam Mørk.

«Это культурный центр будущего — потрясающее место для выступлений, а также общественное пространство, которое воплощает в себе интеграцию человека, искусства, города и природы», — поясняет свою задумку главный архитектор Ма Яньсун.

4. «Великая бамбуковая стена»

Дата открытия: 2004 год
Архитектор:
Кэнго Кума
Локация:
Пекин, район Дасин

Фото: Satoshi Asakawa

«Великая бамбуковая стена» была построена по заказу 10 азиатских архитекторов и представляет собой небольшой комплекс резиденций, спрятанных посреди леса у подножия Великой Китайской стены. Чжан Синь (张欣) и Пань Шии (潘石屹) разработали дизайн, который сочетает в себе стиль традиционной китайской архитектуры с японской пространственной концепцией, чтобы отразить дух и эстетику восточной цивилизации. Конструкции из бамбука также демонстрируют важность невмешательства в окружающую среду.

Бамбук, завезенный из Китая в Японию, — символ культурного обмена между двумя странами. Воздушные линии «Великой бамбуковой стены» контрастируют с твердым камнем Великой Китайской стены. «Когда-то Великая Китайская стена использовалась для отделения цивилизованного мира Китая от мира дикарей. Но «Великая бамбуковая стена» не будет создавать преград, позволяя проходить сквозь нее и обозначая связь между двумя мирами», — заявили архитекторы.

5. Экологичный бутик-отель Сянсянсян (香箱乡)

Дата открытия: 2012 год
Архитектор:
Tongheshanzhi Landscape Design Co
Локация:
Юго-западный туристический район Чэнхуан, уезд Чанчжи, провинция Шаньси

Фото: Tongheshanzhi Landscape Design Co

Это первый отель, построенный из переоборудованных грузовых контейнеров. Он был создан в рамках совместного проекта Госкомитета по делам развития и реформ и компании China International Marine Containers из Даляня (провинция Ляонин), которая является крупнейшим в мире производителем контейнеров.

Название отеля отражает три основные концепции дизайна. Первый иероглиф 香 (xiāng аромат, благовония) олицетворяет имидж и услуги отеля, а также напоминает о важной роли ладана в конфуцианской и даосской традициях. Второй иероглиф 箱 (xiāng сундук, коробка) обозначает грузовые контейнеры, переделанные в жилые помещения для посетителей. Значение третьего иероглифа 乡 (xiāng сельский) относится к планировке проекта, которая заимствована у традиционных закрытых дворов в провинции Шаньси.

6. Фабрика по производству бамбуковых плотов

Дата открытия: 2012-2013 годы
Архитектор:
Хуа Ли (华黎), Trace Architecture Office
Локация:
город Синцунь, горы Уишань, провинция Фуцзянь

Фото: Shengliang Su

Фабрика бамбуковых плотов (武夷山竹筏育制场) — это склад и производственный объект, который изготавливает средства передвижения по Реке Девяти изгибов (九曲溪) в горах Уишань. Конструкция здания проста и логична, в ней архитекторы умело соединили форму и назначение. Фабрика была спроектирована с учетом функциональных, топографических и климатических требований ее местоположения. Дизайнеры использовали бетон и природные материалы, включая дерево и бамбук. Три здания на территории комплекса — склад, производственный цех и общежитие с офисами — объединены центральным двором.

7. Музей Лияна

Дата открытия: 2020 год
Архитектор: CROX Architects
Локация:
Лиян, провинция Цзянсу

Фото: CROX

Музей Лияна (溧阳博物馆) — символ провинции Цзянсу — вдохновлен культурой и традициями региона. Форма здания спроектирована по образу семиструнной цитры — китайского музыкального инструмента и одного из местных культурных достояний. Музей имеет несколько входов и открытых пространств, позволяющих посетителям беспрепятственно перемещаться внутри. Плавная форма символизирует открытость культуры для каждого из гостей.

«С азиатской точки зрения архитектура рассматривается как нечто единое, поэтому ключевой идеей дизайна была связь между внутренним и внешним миром, как визуально, так и физически. Общее пространство соединяет людей, землю и все во Вселенной», — объясняют архитекторы.

8. Китайский культурный выставочный центр

Дата открытия: 2019 год
Архитектор:
ECA2 & Tengyuan Design
Локация: Ланьчжоу, провинция Ганьсу

Фото: Qingdao Tengyuan Design+ECA2

Китайский культурный выставочный центр расположен недалеко от реки Хуанхэ в провинции Ганьсу на северо-западе Китая. Его фасад с раздельными сводами имитирует холмистую местность региона. Здание облицовано панелями в виде рыбьей чешуи, что перекликается с дизайном местных традиционных построек. Их многослойность напоминает строительную технику, использовавшуюся в древнем городе Хэкоу.

Фото: Qingdao Tengyuan Design+ECA2

При создании проекта архитекторы вдохновились мифологической историей о Пань Гу, который создал небо и землю. Изогнутая внутренняя часть здания олицетворяет хаос Вселенной, а две крыши в форме раковин символизируют крылья спящей птицы, которая вот-вот взлетит. Поскольку зияющий «глаз» на двускатном своде открывает зрителям вид на небо, дизайн центра становится частью его иммерсивных мультимедийных проектов.

9. Императорский музей печей

Дата открытия: 2020 год
Архитектор:
Чжу Пэй (朱锫)
Локация:
Цзиндэчжэнь, провинция Цзянси

Фото: Schran Image

Императорский музей печей (景德镇御窑博物馆) состоит из кирпичных сводов, которые пропускают естественный свет. Он стал первым музеем в Китае, где можно посмотреть археологическую реставрацию императорского фарфора времен династий Мин и Цин. Цзиндэчжэнь известен как мировая столица фарфора, потому что здесь уже 1700 лет производят керамику.

Музей построен из тех же кирпичей, которые использовались в большей части традиционной архитектуры города. Внутренние и внешние пространства соединены небольшими двориками, чтобы посетителям было удобно изучать фарфоровые артефакты и исторические печи для обжига.

10. Художественный музей He Art Museum

Дата открытия: 2021 год
Архитектор:
Тадао Андо
Локация:
Фошань, провинция Гуандун

Фото: HEM

Здание спроектировано лауреатом Притцкеровской премии архитектором Тадао Андо. Музей финансируется директором Midea Group Хэ Цзяньфэном и является домом для коллекции произведений искусства его семьи, куда входят работы Пабло Пикассо, Эллсуорт Келли и Хироши Сугимото.

Дизайн музея призван воплотить концепцию «круглого неба и плоской, квадратной Земли» из древнекитайской космологии. Для этого в планировке сочетаются круговые элементы линнаньской культуры южного Китая и квадратные формы древних зданий на Центральной равнине.

Подготовила Дарья Вишнякова

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top