Карьера на культурном наследии: как молодые блогеры покоряют Китай традиционными ремеслами

Карьера на культурном наследии: как молодые блогеры покоряют Китай традиционными ремеслами

Фото: medium.com

В китайском интернете часто продают произведения традиционного искусства ручной работы. Это поделки, картины и предметы одежды. Творчество, вдохновленное национальной культурой, для многих оказалось очень прибыльным. Историями успеха юных китайских мастеров делится South China Morning Post.

Еще несколько лет назад 24-летний художник Ли Цзинъи с юго-востока Китая и представить не мог, что его работы обретут популярность. Когда-то он продавал вручную расписанные веера на улице. По словам художника, многие покупатели признавались в любви к традиционной китайской культуре и покупали его веера в качестве сувениров.

Художник Ли Цзинъи. Фото: SCMP

Сейчас Ли вдохновлен своим успехом. Он полностью посвящает себя творчеству, изготавливая традиционные веера и украшения для волос. В качестве материалов Ли Цзинъи часто использует драгоценные камни: нефрит и агат эпох Мин (1368-1644) и Цинь (1636-1912). Отыскать эти камни можно только в антикварных лавках.

«На камнях обычно трещины и сколы, так как их передавали из поколения в поколение. Но именно в таком виде их легче инкрустировать в украшения для волос. Для вдохновения я уже купил книги о стиле императорских жен», — рассказывает Ли.

Любимая заколка Ли Цзинъи, изготовленная из жемчуга. Фото: SCMP

Ли Цзинъи не собирается останавливаться на достигнутом и планирует обучаться мастерству на специальных курсах.

«Мне хочется продвигаться и на международных платформах. Хочу, чтобы иностранцы знали, какие формы искусства являются достоянием Китая», — делится художник.

Один из вееров Ли Цзинъи, расписанный им вручную. Фото: SCMP

Наряду с Ли Цзинъи многие молодые люди в Китае делают традиционную культуру способом продвижения в интернете. Ролики с процессом создания произведений искусства в национальном стиле собирают сотни тысяч просмотров.

Культурное наследие Китая также активно продвигает известная в блогер Ли Цзыци. В своих роликах девушка старается передать магию сельской повседневной жизни и демонстрирует традиционные китайские ремесла зарубежной аудитории. Сейчас на ее YouTube-канале уже 16,4 млн подписчиков, а доход от роликов давно сделал Ли мульти-миллионершей.

Видео Ли Цзыци

Все шансы приблизиться к успеху талантливой Ли Цзыци есть у 25-летнего Цай Цяня. Видео, где он делает копию золотой маски — артефакта, найденного в местности Саньсиндуй провинции Сычуань, набрало больше 11 млн просмотров на платформе Bilibili.

Воссоздание культурных реликвий не только отнимает массу времени, но и требует серьезных вложений. На изготовление реплики у Цая ушло больше двух недель и 500 граммов золота стоимостью 200 тыс. юаней ($31 тыс.).

UP master restored the Sanxingdui golden mask with 200,000 yuan, and the museum shouted: Come to work
Кадр из видео Цай Цяня. Фото: inews
Процесс изготовления золотой маски

Руководство Саньсиндуйского музея, где хранится оригинал маски, положительно оценило навыки Цая, отметив аутентичность его техники реконструкции.

По словам блогера, своим творчеством он хочет приблизиться к пониманию древней китайской культуры и эстетики. Цая уже не раз приглашали в Саньсиндуйский музей, он также давал интервью государственному каналу CCTV.

Древней культурой Китая увлекается и 21-летняя выпускница музыкальной консерватории Ли Сян с северо-востока страны. Она вручную создает традиционную китайскую одежду ханьфу (汉服 hànfú).

Дизайнер ханьфу Ли Сян. Фото: SCMP

Украшенные драконами и журавлями костюмы Ли Сян выполнены в лучших культурных традициях Китая. Уровень навыков Ли настолько высок, что ее костюмы были представлены в Национальном музее Китая в Пекине. По словам девушки, она продает свои работы на онлайн-платформах. Иногда продажи ее изделий достигают 8 тыс. заказов за считанные дни.

Ли Сян рассказывает, что ее главный пример для подражания — Чан Шухун, бывший глава Дуньхуанской исследовательской академии (провинция Ганьсу). Всю свою карьеру Чан занимался сохранением уникальных фресок в пещерах Могао.

Дизайнер ханьфу надеется, что ее работы помогут людям увидеть красоту китайского культурного наследия, и планирует посвятить этой цели всю жизнь.

Дизайнер ханьфу, Ли Сян. Фото: SCMP

Популярный тренд на отечественные товары в Китае или «гочао» (国潮 guócháo) часто продвигает эстетику, противопоставляемую западной. Гочао пользуется огромной популярностью у китайской молодежи. По данным исследования китайской компании iiMedia, обороты индустрии ханьфу, достигавшие 190 млн юаней ($29,7 млн) в 2015 году, в 2020-м возросли до 6,36 млрд юаней ($996 млн).

Профессор австралийского университета Кертина Кристал Абидин утверждает, что творчество таких блогеров, как Ли Цзыци, помогает китайской культуре выйти на международный уровень.

«Видя ее мастерство, многие молодые люди хотят создавать похожий контент и демонстрировать миру свою культуру», — считает профессор.

По мнению Абидин, нередко таким блогерам удается превратить свое хобби в прибыльный бизнес. Благодарная аудитория с удовольствием поддерживает их контент пожертвованиями.

К числу успешных контент-мейкеров можно смело отнести 20-летнюю Мужун И (慕容意 Mùróng Yì) из Синьцзяна. В своих видео она демонстрирует вручную изготовленные украшения для волос и бьюти-боксы.

Блогер Мужун И. Фото: South China Morning Post

Как и другие блогеры, Мужун воссоздает элементы древней китайской культуры. Ее основная тематика — старинные женские украшения.

В частности, ее вдохновляет часто используемый в китайских сериалах образ супруги императора Цяньлуна (1712–1748). В роликах Мужун на платформе Bilibili можно увидеть весь процесс создания украшений для волос: от покраски шелка до крепления бархатных цветов к медным заколкам.

Кадр из ролика Мужун И о покраске шелка. Фото: SCMP
Одна из заколок ручной работы Мужун И. Фото: SCMP

По словам Мужун, своему мастерству она научилась по документальным фильмам и поездкам в пекинские ремесленные мастерские.

«У меня ушло много времени, чтобы выйти на нынешний уровень навыка, — рассказывает девушка. — Поскольку процесс очень трудоемкий, я никогда не создаю два одинаковых украшения. Большая часть моих работ не предназначена для продажи. Они останутся в моей коллекции».

Подготовила Анастасия Попова

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

Поделиться: