Женщины в метавселенной. Почему виртуальные помощницы — это необязательно хорошо

Женщины в метавселенной. Почему виртуальные помощницы — это необязательно хорошо

Виртуальный экскурсовод от компании Baidu Вэнь Яояо. Фото: Pandaily

Включите виртуального помощника и услышите женский голос. Робкая Xiaoice от Microsoft спросит, скучали ли вы по ней. А красавица Вэнь Яояо от компании Baidu встретит вас на экране в образе румяной девушки в облегающем традиционном платье. Даже первый виртуальный студент в Университете Цинхуа — это миловидная первокурсница Хуа Чжибин. Все это показывает, что технологическое пространство остается индустрией, где доминируют мужчины. Какие негативные последствия скрываются за образами женщин метавселенной, рассказывает Sixth Tone.

Виртуальная реальность стала способом сбежать от повседневных забот. Однако это также место устаревших стереотипов. Образы виртуальных помощниц влекут за собой негативные последствия. ЮНЕСКО утверждает, что женщины в метавселенной не просто отражают гендерные предубеждения, но и активно их пропагандируют. По мнению автора доклада ЮНЕСКО, виртуальные помощницы, например, Siri создают терпимость к сексуальным домогательствам, а также моделируют женское послушание.

Иронично, но когда-то программирование было женской работой. Начиная с Ады Лавлейс в 19 в. и заканчивая программистками, управлявшими первым компьютером ENIAC в 1940-х, женщины заложили теоретические и практические основы работы с виртуальной вселенной.

Xiaoice. Фото: tech.sina

В дальнейшем для освоения новых технологий требовались более сложные алгоритмы и более детальное разделение труда. Мужчины полагали, что обладают более высоким интеллектом, и постепенно вытесняли женщин из отрасли, которую они помогли построить. Лицами индустрии стали инженеры-предприниматели Билл Гейтс и Стив Джобс. В то же время женщин оттеснили на второй план.

Начиная с периода реформ и открытости, в Китае сложилась такая же система. Даже сегодня китаянки по-прежнему составляют абсолютное меньшинство среди программистов. А те, кто сумел пробиться в эту среду, называют себя «женщинами-неудачницами» (female losers). Они пытаются адаптироваться к распространенной среди мужчин-программистов гик-культуре. Китаянки-программистки не обладают решающим голосом при разработке гендерно стереотипных проектов.

Многие думают, что в метавселенной нет места предвзятости. Но это не так. Зачастую проекты виртуальной реальности имеют те же пороки и стереотипы, с которыми люди сталкиваются каждый день в офлайне.

Хуа Чжибин — виртуальная студентка. Фото: Xinhua

Это не значит, что никто не пытается решить существующие проблемы. Например, в 2019 году профессор Стэнфордского университета Фэйфэй Ли проанализировала 14 млн файлов в базе данных ImageNet. Платформа используется для отработки и тестирования методов распознавания образов и машинного зрения. Ее команда обнаружила, что 45,4% изображений в базе данных были созданы в США. Многие из них, помеченные как «рабочая обстановка» (working scenes), были сфокусированы на мужчинах. Из-за этого алгоритмы не замечали женщин-профессионалов.

Ли и ее команда разместили изображения женщин, чтобы компьютер научился распознавать рабочие ситуации с женщинами так же, как и с мужчинами. Они хотели сделать подбираемые алгоритмом данные более разнообразными и подходящими для разных обстоятельств.

Таких, как Фэйфэй Ли, должно становиться больше. Только тогда метавселенная избавится от гендерных стереотипов.

Подготовил Владислав Старков

Также читайте на ЭКД:

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.