Новая китайская теледрама завоевала аудиторию, рассказывая о «цзедилянь» (姐弟恋) — отношениях между молодым человеком и взрослой женщиной. Создателям «Ничего, кроме любви» удалось раскрыть тему деликатно и правдоподобно. Но этот сериал не только и не столько о возрасте, рассказывает портал The China Project.
Название сериала 爱情而已 àiqíng éryǐ переводится с китайского как «только любовь». Это могло оттолкнуть зрителей, которые присытились пустыми и слащавыми мелодрамами. Но история сериала многих задела за живое и достигла редкого успеха. На популярном китайском сервисе рецензий и оценок Douban рейтинг «Ничего, кроме любви» — 8,2 балла из 10. Сериал угодил и критикам, и обычным людям, и властям.
Официальная газета ЦК Коммунистической партии Жэньминь Жибао в начале апреля опубликовала восторженный обзор о «Ничего, кроме любви». В нем автор статьи заявляет, что сериал проливает свет на многие проблемы в карьере и отношениях, с которыми сталкиваются молодые люди. Также в издании посчитали, что здоровые романтические отношения между двумя главными героями словно «солнечный свет».
«Ничего, кроме любви» рассказывает об отношениях 22-летнего спортсмена Сун Саньчуаня (его играет Лео У 吴磊) и 32-летней Лян Юань (актриса Чжоу Юйтун 周雨彤), которая работает помощницей руководителя в крупной компании. В одной из сцен отчим Суна дразнит его из-за возраста возлюбленной. На что Сун отвечает: «Дело не в том, что мне нравятся девушки на десять лет старше, а в том, что мне нравится Лян Юань».
В китайских сериалах уже не раз пытались показать романы людей с разницей в возрасте, но их часто критиковали за оторванность от жизни и стереотипность. Например такими, где возрастная леди-босс встречается с «молодым свежим мясом» (小鲜肉). Это термин, который означает красивого неопытного юношу или начинающего артиста.
Но продюсеры «Ничего, кроме любви» хотели сделать по-другому. В интервью журналу Renwu сценарист теледрамы Чжан Инцзи сказала, что сериал сосредоточен на взрослении персонажей, а также на важности взаимного уважения в отношениях.
«Это история о двух цельных личностях, — говорит Чжан. — Неважно, какая у них разница в возрасте. Они вместе, потому что они видят друг друга на равных и растут вместе».
Персонаж Сун Саньчуаня завоевал сердца зрительниц своим джентльменским характером. «Равенство и уважение кажутся простыми, но многие мужчины не могут принять это», — написала китаянка из Нинся-Хуэйского автономного района. Суна также хвалят за его «чувство границ», например, в сцене, когда он избегает физического контакта с Лян, пока не узнает, что она готова. Сыгравший Суна актер Лео У рассказал в интервью, что сценарий «Ничего, кроме любви» помог ему лучше понять, как должны вести себя мужчины и что значит быть отличным парнем.
Но самое главное, что есть в сериале и чего нет в других проектах, — это здоровые и поддерживающие отношения. Это может казаться не таким важным, но в Китае новости изобилуют сообщениями о недостойном поведении. В начале месяца знаменитого сценариста обвинили в сексуальных домогательствах, что вызвало новую волну дискуссий в китайских социальных сетях.
«Ничего, кроме любви» также получил высокую оценку за то, что бросил вызов традиционным гендерным нормам в Китае. Некоторые зрители с гордостью размещали в китайской лайфстайл-платформе Xiaohongshu (Little Red Book) сцены из сериала. Например, как Лян Юань красит ногти Суну или как Сун готовит, чтобы произвести впечатление на ее мать. Мужчины занимаются спортом в розовых шортах, а Лян убеждает подругу, что мальчикам нормально играть с куклами, а девочкам — с машинками.
Изображение гендерного равенства в «Ничего, кроме любви» не осталось незамеченным. Harper’s Bazaar China написал в обзоре:
«Фильмы и телешоу являются одними из основных медиасредств, влияющих на общественное мнение. Их способность формировать гендерные представления нельзя недооценивать».
В обзоре указывается, что отношения Суна и Лян резко контрастируют с парой других персонажей: босса главной героини Цзян Цзе и его супруги Чэнь Кэ. Их отношения строго иерархичные и наполнены снисходительностью.
Многие приписывают успешную реализацию представлений о здоровых и равных отношениях тому, что сценаристом сериала стала женщина. Чжан Инцзи известна сценарием к нашумевшему сериалу 2020 года «Всего лишь тридцать» (三十而已). Она сама молодая мать, ей за 30, она сочувствует личным и карьерным трудностям, с которыми сталкиваются женщины. Однако если речь заходит о создания взрослых женских персонажей, таких как Лян Юань, Чжан Инцзи призывает относиться к этой задаче с осторожностью, так как брак и беременность сильно влияют на карьеру женщины.
«Я думаю, что изображение женских персонажей в кино — это большая ответственность. Нам еще предстоит пройти долгий путь, — рассказала Чжан изданию Renwu. — Я надеюсь, что смогу помочь женщинам не чувствовать себя в ловушке. Я надеюсь, что они смогут добиться всего и у них всегда будет право выбирать для себя».
Сериал с английскими субтитрами можно посмотреть на YouTube.
Подготовила Альбина Шелест
Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.