Showgirls. В танцевальных школах Китая опасная одержимость похудением

Фото здесь и далее: Sixth Tone, VCG, Xiaohongshu

В Китае растет беспокойство о худобе детей в танцевальных школах. Поскольку конкуренция за места становится все более жесткой, дети идут на максимальные ухищрения, чтобы стать худыми, как спички. В результате у них развиваются депрессии, расстройства пищевого поведения и другие проблемы с психическим здоровьем, рассказывает Sixth Tone.

Подобные проблемы существуют в танцевальных академиях по всему миру, но ситуация в китайских школах вызывает особую тревогу, говорят в отрасли. Наиболее популярный путь к профессиональной карьере в Китае лежит через специализированную танцевальную школу. Таких в стране несколько десятков. Дети сдают вступительные экзамены в 11-12 лет. Если поступают, то следующие 6-7 лет профессионально занимаются танцами. В конце обучения они получают диплом, равноценный аттестату средней школы. Но вступительные экзамены очень напряженные. В лучших школах десятки тысяч поступающих. За три тура конкурса они сокращаются до 20-30 мест.

В последние годы популярность китайских балетных школ резко возросла. Десять лет назад китайские родители часто скептически относились к тому, чтобы дети занимались танцами. Учеба в школе или колледже была предпочтительнее. Но сегодня все по-другому.

По мере роста среднего класса в Китае все больше людей готовы платить, чтобы научиться танцам. Это означает, что учителя могут хорошо зарабатывать и комфортно жить. Кроме того, благодаря социальным сетям танцорам легче стать богатыми и знаменитыми.

«Родители часто заставляют детей сдавать экзамены и учиться танцам в надежде, что когда-нибудь они станут телезвездами. В прошлом году количество претендентов увеличилось почти вдвое по сравнению с предыдущим годом», — рассказывает Се Тяньли.

Се Тяньли — основательница танцевальной студии Feeling Dance в Шэньчжэне (провинция Гуандун), которая зарабатывает на подготовке учеников к сдаче вступительных экзаменов в балетные школы.

Скриншоты из китайского телешоу, в котором учительница танцев объясняет физические характеристики для оценки кандидатов в среднюю школу Пекинской академии танца

В апреле 12-летняя Цзыци выиграла конкурс на место в танцевальной школе. Это был момент гордости для ее семьи. В школе действует одна из самых конкурентных танцевальных программ в Китае. Ежегодно сюда подают заявления тысячи претендентов, но принимают только 30 человек. Обучение позволит Цзыци стать профессиональным учителем танцев.

Помимо воодушевления семья девочки чувствовала и некоторую тревогу. Подготовка к вступительным экзаменам насторожила ее родителей. Цзыци ела меньше обычного, при этом интенсивно тренируясь. Она настаивала, что нужна идеальная фигура. Ее вес снизился с 34 кг до 25 кг. По словам матери, со стороны дочь выглядела как «листок бумаги».

По словам представителей индустрии, даже по меркам танцевального мира китайские экзаменаторы уделяют слишком большое внимание физическим параметрам абитуриентов. В большинстве школ инструкторы будут приглашать только учеников, фигура которых соответствует идеальной формуле. Она известна как «три длинных, одна маленькая, один высокий, две меры по 12» (三长一小一个高,两个十二很重要). Это означает, что руки, ноги и шея должны быть длинными (三长), голова маленькой (一小), а подъем стопы — высоким (一个高). Кроме того, размах рук должен быть больше, чем рост, а туловище короче, чем ноги. И то, и другое — на 12 см (两个十二).

Идеальные пропорции китайской балерины

И требования продолжают ужесточаться. Сегодня большинству детей, поступающих в школы, необходимо, чтобы ноги были длиннее туловища не на 12 см, а на 17-19 см, рассказывает Сюэ Пин, одна из преподавателей Feeling Dance.

«Если девочке недостает роста, то нужно быть супертонкой, иначе она будет казаться еще короче», — говорит Сюэ Пин. — У некоторых детей к вступительным экзаменам возникают психологические проблемы, потому что они теряют вес, а их тело достигает предела».

Они сидят на диете жестче, чем когда-либо. Некоторые дети перед экзаменами едят только жидкую пищу, чтобы выглядеть «очень худыми». Во время пандемии это стало еще более распространенным явлением. Экзамены проходили онлайн, и поступающие беспокоились, что на камеру они будут выглядеть больше.

Иногда танцевальные школы идут на крайние меры, чтобы заставить учеников похудеть. В одном видео, распространившемся на лайфстайл-платформе Xiaohongshu, группа молодых девушек занимается, обмотав головы несколькими слоями полиэтиленовой пленки. В других роликах ученики тренируются, а педагоги убеждают их стать «прозрачными, как молния».

Видео собрали десятки миллионов просмотров и вызвали резкую реакцию пользователей. Многие комментаторы раскритиковали практику как «отвратительную» и выразили беспокойство по поводу здоровья детей. Другие отмечают, что система экзаменов и подготовки в танцевальной школе поощряет такие методы обучения. Если вы недостаточно худы, вы вылетите в первом туре, написал один из пользователей.

Скриншоты видео на Xiaohongshu, где девушки тренируются, обмотав голову полиэтиленовой пленкой

По мнению Сюэ Пин, методы отбора, используемые в китайских школах, «ненормальны и слишком строги». С ней согласна Лусиана Бракко (Luciana Bracco) — учительница танцев из Мексики, работающая в Шэньчжэне с 2020 года.

«В Китае считается, что только определенная каста людей может танцевать, — говорит Бракко. — Некоторые девушки не соответствуют физическим требованиям, но имеют все остальное, чтобы стать потрясающими танцовщицами».

Бракко на собственном опыте убедилась, какой вред могут нанести слишком жесткие требования. Когда ей было 16 лет, учителя танцев заставили ее сесть на диету из-за «избыточного веса». В течение многих лет после этого она страдала от расстройства пищевого поведения (РПП).

В остальном мире такое отношение к студентам-танцовщикам сегодня встречается гораздо реже, говорит Бракко. В середине 2010-х годов ряд звезд из мира танцев стали рассказывать о своем опыте борьбы с РПП, это поменяло культуру в индустрии. По мнению Бракко, Китай отстает от этой тенденции лет на пять.

Несколько учеников китайских танцевальных школ рассказали, что они также страдают расстройствами пищевого поведения. Некоторые прибегали к ужасным методам похудения. Например, они ели салфетки или пили гель для душа, чтобы вызвать рвоту после еды. У некоторых девушек от истощения прекратились менструации. Другие переедали или страдали от депрессии.

Обычно проблемы начинались, когда дети достигали среднего школьного возраста. Часто триггером становился их опыт интенсивного обучения танцам после поступления в школу. На этапе полового созревания многие начинали набирать вес. Однако к окончанию учебы большинству студентов обычно удавалось взять под контроль пищевые привычки.

Некоторых учащихся обращение с ними в китайских школах преследовало долгие годы. 20-летний Е Сяолун (имя изменено) сдавал вступительный экзамен в 2015 году, но должного внимания от педагогов не получил, поскольку его шея и ноги считались слишком короткими. Сейчас он изучает танцевальную программу в лучшем университете США.

«Это было несправедливо. Если примерять физические стандарты, используемые в Китае, на американских студентов-танцовщиков, то две трети моих одногруппников были бы непригодны», — говорит Е.

21-летняя Вэнь Жоуюэ (имя изменено) имела аналогичный опыт. В 12 лет ее приняли в лучшую китайскую танцевальную школу, но мечта танцевать на сцене так и не сбылась. Ее учитель считал, что у других учеников более подходящие данные. Педагог игнорировал ее и даже однажды ударил, что вызвало у девушки серьезные психологические проблемы.

Преподаватели танцев разделились во мнениях относительно того, как должны измениться танцевальные школы Китая. По мнению Бракко, следует гораздо меньше внимания уделять физическим характеристикам детей. Вместо этого нужно развивать их технику и артистизм. Она не согласна с утверждением, что «просто стройным» танцорам ничего не светит на профессиональной сцене из-за возможных травм.

«Исследования показывают, что травмы связаны не с «лишним» весом, а неправильным формированием мышц. Проблема не в танцорах, а в учителях, которые с ними работают», — считает Бракко.

Сюэ Пин настаивает, что в отборе детей и хорошей форме как защите от травм есть смысл. Ученики без подходящего телосложения чаще получают травмы, поскольку им приходится тренироваться интенсивнее, чтобы не отставать. Хотя она согласна с тем, что в настоящее время школы заходят слишком далеко. Но учителя тоже не хотят тратить свое время на обучение «средних» детей, поэтому они предпочитают выбирать учеников с отличными врожденными параметрами, говорит Сюэ.

Жесткий метод отбора не помогает Китаю конкурировать на международной арене. На танцевальном конкурсе Приз Лозанны, самом престижном балетном соревновании в мире, в 2023 году ни одна из китайских танцовщиц не вышла в финал.

Се Тяньли считает, что неудачи связаны с пандемией, которая вынудила китайских танцоров долгое время тренироваться дома. Но Бракко предполагает, что это отражение более глубокой проблемы индустрии в Китае: им не хватает артистизма. По словам Се, на вступительных экзаменах в балетную школу только половина юных абитуриентов искренне любит танцевать. Чаще же обучение выбрали для дочек мамы, которые в детстве мечтали стать танцовщицами.

Ли Цянь — одна из таких мам. В детстве она увлекалась искусством и танцами, но получить должное образование не было возможности. Она надеется, что ее 12-летняя дочь Линси будет иметь ту жизнь, которой не было у нее.

Ли Цянь записала Линси на уроки танцев в юном возрасте. В третьем классе стало понятно, что у девочки подходящее телосложение, чтобы стать танцовщицей высокого уровня. Педагоги говорят, у нее есть шанс поступить в школу и стать профессионалом. Ли Цянь решила записать дочь на экзамены.

Во время летних каникул они активизировали подготовку Линси. Два месяца она тренировалась ежедневно с 7 утра до 9 вечера. В сентябре, когда начался новый учебный год, она перешла на тренировки по выходным. Но накануне первого экзамена в декабре она полностью оставит школу, чтобы возобновить интенсивные тренировки.

По словам Сюэ Пин, такой график обучения становится все более распространенным, поскольку конкуренция за места в танцевальных школах обостряется.

«Инволюция (нэйцзюань 内卷 — термин, описывающий интенсивную, но бессмысленную конкуренцию на работе и в школе — прим. ЭКД) стала серьезной проблемой. Чтобы поступить в школу, детям сейчас придется работать усерднее, чем когда-либо прежде», — говорит она.

Как и другие родители поступающих в балетные школы, Ли Цянь переживает за внешность дочери. Она согласна, что танцовщицы должны быть в прекрасной форме, но считает критерии отбора в Китае слишком строгими. Ноги Линси «всего» на 15 см длиннее туловища. Ли надеется, что к экзамену ноги девочки вырастут еще на 2-3 см. Сейчас рост Линси чуть больше 150 см, а вес 35 кг. «Толстовата», комментирует мать. Чтобы помочь дочери сбросить 5 кг, мама села на диету вместе с ней.

Ли беспокоится, что соревнование за худобу с одноклассниками повлияет на психическое здоровье дочери. Она планирует сделать так, чтобы девочка не была слишком изолирована от семьи. Если ей посчастливится поступить в первоклассную школу в Шанхае или Пекине, то бабушка и дедушка переедут, чтобы заботиться о ней.

Подготовила Альбина Шелест

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top