Как обаятельные неудачники стали главными героями китайских фильмов

Слева — герой фильма «Джонни, не останавливайся!», справа — «Статья 20». Коллаж: Sixth Tone

При мысли о типичных экранных секс-символах в голову приходит образ молодого, привлекательного и уверенного в себе юноши, разбивающего сердца. Другой вариант — суровый, смелый и мужественный герой боевика. Или амбициозный, властный и бессердечный лидер. Хотя все эти качества не имеют никакого отношения к героям новых китайских фильмов и сериалов, это не мешает им завоевывать симпатии миллионов зрителей. Какой типаж мужчин транслируется с китайских экранов, рассказывает Sixth Tone.

В последние годы главными героями китайского кинематографа стали обыкновенные офисные сотрудники среднего звена с заурядной внешностью. Для таких персонажей подходит китайское выражение «робкий лузер» или «неумеха» (窝囊废 wōnangfèi). Именно их можно увидеть в популярных китайских фильмах «Джонни, не останавливайся!» (2023) и «Статья 20» (2024). Их главные герои не обладают особыми талантами и в основном едва справляются с должностными обязанностями. Современную аудиторию это не смущает.

Однако еще совсем недавно в китайском кинематографе доминировал совсем другой типаж. Это были безразличные, холодные и сказочно богатые красавчики, занимающие должность CEO в крупной компании. Почему китайские сценаристы обратили внимание на более мягких персонажей? И что это говорит о гендерных нормах в современном китайском обществе?

Чтобы ответить на эти вопросы, стоит проанализировать репрезентацию мужских ролевых моделей в китайском кинематографе 2000-х. Один из самых ярких героев эпохи — главный герой тайваньского сериала «Сад падающих звезд» 2001 года. Его зовут Дао Мин Сы, роль которого исполнил Джерри Янь.

Главный герой сериала «Сад падающих звезд» (流星花圆) 2001 года — Дао Мин Сы. Фото: Sixth Tone

Дао Мин Сы — привлекательный, решительный и самолюбивый наследник богатой семьи. Он был лидером группы F4, которая состояла из четырех таких же богатых парней в школе. Несмотря на грубый и высокомерный характер, главный герой обожал свою девушку.

В начале нулевых китайская экономика демонстрировала потрясающие темпы роста. Многим казалось, что добиться успеха может каждый. Тогда многие восхищались людьми, обладающими властью и материальными ресурсами. В стремлении к высокому социальному статусу зрители идеализировали сильных, обеспеченных мужчин и подражали им. Именно поэтому «Сад падающих звезд» находил огромный отклик у аудитории.

Однако постепенно зрительницы начали отвергать токсичную маскулинность, которую транслировал образ Дао Мин Сы. С 2010 года в китайских сериалах начали вводить новую ролевую модель для мужчин — главные герои стали более скромными, благоразумными и надежными, обзавелись степенью бакалавра и стабильным доходом. Их внешность также претерпела некоторые изменения. Вместо эталонных красавцев главные роли начали исполнять мужчины среднего роста и ничем не выдающейся фигурой.

В 2010-е более «приземленный» архетип мог привлекать внимание зрительниц из-за социального давления на незамужних женщин. Тех, кто не успел построить семью до 30 лет, могли называть «объедками» и «брошенками» (剩女 shèngnǚ). Уравновешенный и эмпатичный мужчина символизировал компромисс, на который условная женщина была бы готова пойти, если убежать от социальной роли жены и матери ей не удастся. Однако долгое время такие персонажи не могли завоевать всеобщую симпатию, потому погоня за материальным успехом оставалась национальной мечтой, а образ более мягкого мужчины туда не вписывался.

Китайская дорама «Все хорошо» (都挺好), 2019 год. Фото: Kinorium

Ситуация изменилась в 2020-х. Самые обычные парни, которых без труда можно встретить в реальности, наконец, получили заслуженное признание. Зрители заметили, что персонажи с архетипом «неудачника» куда эмпатичнее успешных и амбициозных героев. Они любят свои семьи, поддерживают жен и дарят зрителям чувство спокойствия и защищенности. Все эти качества, вместе с очаровательной неловкостью, сейчас делают их весьма привлекательными для замужества.

Но действительно ли зрительницы влюбляются в таких персонажей? Вероятнее всего, нет. Любовь к «неудачникам» отражает то, как молодые китайцы с иронией принимают собственное незавидное положение в современном обществе. Сталкиваясь с несправедливостью на рабочем месте и в повседневной жизни, многим приходится тихо страдать и становиться теми самыми «неудачниками». Когда экранные герои проходят через трудности, зрителям легче переживать свои собственные неудачи. Таким образом аудитория влюбляется в таких персонажей просто из сочувствия.

Экранные образы идеального мужчины всегда отражали различные общепринятые представления общества о любви, браке, гендерных ролях и успехе. Переход от властных лидеров к заботливым и хозяйственным мужчинам указывает на улучшение положения женщин в китайском обществе. Также на определение «успешного мужчины» повлиял меняющийся экономический климат и обеспокоенность молодого поколения судьбами конкретных людей, а не коллективов.

Подготовила Анастасия Попова

Также читайте на ЭКД:

Подписывайтесь на новый лайфстайл-канал от ЭКД в Телеграме: «Китай Life».

 

scroll to top