Китайские подростки тратят большие деньги на коллекционирование карточек, значков и игрушек с изображением популярных персонажей аниме. Мания охватила Китай, причем не только в социальном, но и экономическом смысле: ажиотаж ощущается даже на фондовых рынках страны, рассказывает Sixth Tone.
На площадках по всему Шанхаю стало обычным видеть группы детей, которые меняются карточками My Little Pony. Карточки — это только часть масштабной мании коллекционирования предметов, которые основаны на популярных персонажах аниме.
Аниме и манги популярны в Китае несколько десятилетий, но тенденция коллекционировать связанные с ними товары появилась пару лет назад. Дети и молодые люди выкладывают приличные деньги за все: от коллекционных карточек до значков, постеров, кукол и плюшевых игрушек.
Студентка из Сучжоу (провинция Цзянсу) по фамилии Ли рассказала, что собрала большую коллекцию значков и игрушек из-за давления в социальных сетях. Она хотела соответствовать тем поклонникам аниме, посты которых она видела. Если другие покупают столько всего, то мне нужно проявить себя, купив больше, размышляла она.
Студент из Шанхая Лю Пэнчэн собирает товары, связанные с японской мангой Chiikawa. Но он не готов платить за некоторые товары, стоимость которых переоценена. Может шокировать, на что идут фанаты, чтобы следовать последним трендам. Некоторые даже влезают в долги, говорит он. Еще одна студентка шанхайского колледжа Чэнь Каннин рассматривает свою коллекцию значков как форму самовыражения.
По данным Института исследований Цяньчжань, в 2023 году объем рынка «второго измерения» Китая (二次元) достиг 210 млрд юаней ($29 млрд). Этот термин охватывает аниме, комиксы, мангу и другие связанные субкультуры.
Рынок товаров в этой индустрии вырос с 5,3 млрд юаней в 2016 году до 102,4 млрд юаней в 2023 году, увеличившись почти в 20 раз. В этом году на распродажах по случаю Дня холостяка одним из секторов, в котором наблюдался неожиданный рост, стали коллекционные игрушки и товары для хобби.
Взрывной рост спровоцировал компании «второго измерения» начать размещать акции на фондовых рынках Китая. Но цены на них часто были крайне нестабильными, что вызвало опасения в финансовой отрасли.
Бренд аркадных игр Wahlap Technology из Гуанчжоу провинции Гуандун за последние недели выпустил несколько уведомлений, призывая инвесторов не спекулировать на его акциях. Анимационная компания Alpha Group также напомнила о необходимости быть осторожными на бирже, отметив, что бизнес еще находится в стадии роста.
Сотрудник компании по производству карточных игр рассказал, что ее основную потребительскую базу составляют молодые люди, родившиеся в 1990-е и 2000-е годы. Они готовы вкладывать значительные средства в хобби.
Важную роль в продвижении продуктов «второго измерения» играют социальные сети, которые помогают брендам создавать эксклюзивные сообщества поклонников.
Первый магазин компании Chiikawa после маркетинговой кампании в соцсетях привлек множество восторженных поклонников. Он работал с 29 марта по 5 мая в Шанхае в китайском дисконтном ритейлере Miniso. Сотни людей часами выстраивались в очередь, чтобы заполучить товары Chiikawa: от пакета для ланча за 49,9 юаней ($6,7) до куклы за 520 юаней. За три дня после открытия магазин продал товаров на сумму 8 млн юаней ($1,1 млн).
Однако китайские бренды все еще испытывают трудности в установлении контакта с потребителями. Основными брендами аниме и манги по-прежнему владеют японские, корейские и западные компании.
Подписывайтесь на новый лайфстайл-канал от ЭКД в Телеграме «Китай Life». В нем мы рассказываем о китайской культуре, менталитете, трендах и туристических направлениях.