Богатые китайские коммунисты-буддисты

тибетский монах

Фото: bbc.com

Богатые и успешные представители китайского общества все чаще обращаются к религии, несмотря на официально атеистическую государственную идеологию. Этот факт заставляет правительство так или иначе вести диалог с конфессиями и идти на компромиссы. Но возможно ли смягчение позиции Пекина в отношении тибетских буддистов и их духовного лидера Далай-ламы? Журналисту BBC News Джону Садворту удалось попасть в гости к бывшему партийному чину, который является последователем тибетского буддизма, и своими глазами увидеть, как меняется китайское государство в самом основании. 

Один факт того, что бывший высокопоставленный чиновник Коммунистической партии Китая пригласит журналиста BBC к себе в дом, недавно показался бы западным журналистам совершенно невероятным. Особенно если принять во внимание слухи о том, что он был близок к ЦК и работал с государственной службой безопасности. Но то, что такой человек пригласит журналиста посмотреть, как он молится перед портретом Далай-ламы, только вызвало бы смех. Кто мог представить себе подобный абсурд? Тем не менее, именно так поступил Сяо Унань.

В роскошных пекинских апартаментах Сяо центральное место занимает его личный буддистский алтарь, украшенный портретом изгнанного духовного лидера Тибета, которого правительство называет опасным сепаратистом. Для тибетских монахов иметь фотографию Далай-ламы — дело рискованное, а вешать его портреты в монастырях вовсе запрещено. Но здесь, под этим самым изображением сидит Сяо, а рядом с ним — тибетский гуру, геше Сонам.

тибетский гуру

Сяо Унань и тибетский гуру, геше Сонам. Фото: BBC News

Гуру сразу же дал понять, что не хочет говорить о политике и Далай-ламе, однако 50-летний Сяо заявил, что не видит в сложившейся ситуации большой проблемы.

«Что касается политического конфликта между Далай-ламой и Китаем… мы не видим тут проблемы, — говорит он. — Нам сложно судить о нем с этой стороны. Как буддисты, мы обращаемся к нему только в рамках нашей практики».

буддизм в китае

Бизнесмен Сунь Кэцзя и геше Сонам в гостях у Сяо Унаня. Фото: BBC News

С Сяо нас познакомил 36-летний бизнесмен Сунь Кэцзя — один из растущего в последние годы числа богатых китайцев, углубившихся в мистицизм тибетского буддизма. Рост популярности религии в КНР уже стал очевидным фактом, и это вполне объяснимо в контексте быстрого экономического роста. Сегодня миллионы китайцев получили доступ к благам, о которых предшествующие поколения могли только мечтать, но экономический рост также вызвал огромный социальный разрыв и уничтожение многих старых понятий.

«Однажды мне пришлось столкнуться с серьезными трудностями в бизнесе, — говорит Сунь, — я почувствовал, что их нельзя разрешить человеческими усилиями. Только Будда, духи и Бог могли мне помочь».

Так, Сунь пошел путем не банкиров и менеджеров, а монахов — тибетских монахов, если быть точными. И действительно, с тех пор он поправил свои дела и приобрел богатство, которое оценивается в $100 млн. Сейчас он управляет несколькими буддистскими клубами и из собственного кармана платит тибетским гуру, как геше Сонам, чтобы они приезжали туда с проповедями.Также он оплачивает их миссионерскую деятельность и нужды монастырей в Тибете. Однако, собирая гостей — бизнесменов, партийных функционеров и собственников — для приобщения к духовной жизни, он получает кое-что взамен.

«Мне нужно влияние, — говорит он. — Моим друзьям очень нравится это место. Я же могу использовать возможности, которыми они располагают, чтобы делать свой бизнес. В этом смысле, я получаю вознаграждение за распространение буддизма. Моя карма улучшается, и я получаю то, что мне нужно».

тибетский буддизм в китае

Фото: BBC News

Кажется, метод Суня на самом деле работает. Он пригласил нас познакомиться с другими влиятельными людьми, которые посещают его клуб. По словам Суня, женщина, которая сидит рядом с геше Сонамом, имеет родственников в высших эшелонах власти.

Женщина и человек, которого она представила, как высокого чиновника в Комиссии по национальному развитию и реформам, и который, как показалось, был ее «водителем», сложили часы, молельные четки и бусы в центре круга, чтобы геше Сонам их благословил.

буддизм в китае

Фото: BBC News

За религиозным обрядом последовал роскошный банкет, и показалось, что монах чувствует себя немного не в своей тарелке. «Неважно, насколько хороша еда, это всего лишь еда, — говорит он. — Иногда мероприятия длятся так долго, что мне кажется, будто я теряю время зря. Я начинаю слегка беспокоиться. Но, с другой стороны, это тоже способ проповедовать религию. Если я не буду ходить к людям, станет ли мне лучше от постоянного сидения в пещере?»

Буддистским монахам нужны деньги, и десятки, возможно, сотни из них сейчас ищут источники финансирования в крупных городах Китая. Учитывая атеистическую идеологию государства, это выглядит странно, тем более в свете политических противоречий Пекина и Тибета. И все же, Китай не только не мешает распространению буддизма, но многие его жители примыкают к этому учению.

Сообщалось, что председатель КНР Си Цзиньпин придерживается более мягкой позиции в отношении религии, чем его предшественники, видя в ней способ заполнить нравственный вакуум и нейтрализовать социальную нестабильность. Кроме того, в течение уже долго времени ходят слухи, что некоторые члены китайской политической элиты интересуются буддизмом, включая Пэн Лиюань, супругу председателя.

Отец Си Цзиньпина, Си Чжунсюнь — революционер и один из лидеров КПК, сам был в хороших отношениях с Далай-ламой до его изгнания из Китая в 1959 году. Отсюда, пожалуй, и растут корни Сяо Унаня. По неподтвержденным слухам, его отец дружил с отцом сегодняшнего председателя.

Конечно, большая часть вышесказанного не более чем домыслы. Но возникает важный вопрос: является ли приглашение BBC в дом Сяо посмотреть, как он молится перед буддистским алтарем, определенным сигналом? Впрочем, на этом сюрпризы от Сяо не закончились. Он показал BBC видеозапись его встречи с Далай-ламой 2012 года в Индии — месте ссылки духовного лидера.

Последний раз официальный Пекин контактировал с Далай-ламой в 2010 году, и это была лишь встреча представителей обеих сторон. Запись Сяо — редчайшее свидетельство личной беседы тибетского лидера с представителем китайских властей. В свое время об этой встрече писали в газетах, но вся та информация оставалась сомнительной до появления у BBC этой записи.

В процессе беседы Далай-лама выразил обеспокоенность деятельностью «монахов»-мошенников в Китае.

«Меня также это беспокоит, — ответил Сяо. — По этой причине мы нуждаемся в буддистском лидере, и я думаю, Ваше Святейшество может сыграть очень важную роль».

Кроме того, Далай-лама пожаловался на китайский подход к решению проблемы Тибета.

«Давайте скажем честно, китайское правительство ведет совершенно безумную политику в отношении Тибета, — сказал он. — Они до сих пор не посмотрели правде в глаза. Такая жесткая политика не несет пользы ни Китаю, ни Тибету, к тому же, создает стране негативный международный образ».

молодой далай-лама

Далай-лама XIV, духовный лидер Тибета и буддистов тибетско-монгольской традиции, живет в ссылке в Индии с 1959 года. Фото: Getty Images

Точная правительственная должность Сяо Унаня остается неизвестной. «Считайте меня бывшим высокопоставленным чиновником», — говорит он. Также Сяо настаивает, что не выполнял роль посланника Пекина на той встрече. По его словам, он приезжал в Индию в качестве заместителя исполнительного директора организации Asia Pacific Exchange and Cooperation Foundation (APECF). Считается, что эту организацию поддерживает китайское правительство, и она инвестировала миллиарды долларов в строительство буддистских комплексов в Непале.

В любом случае, вряд ли бывший высокий чиновник смог бы посетить Далай-ламу в Индии и разрешить снимать себя на камеру во время молитвы без ведома официального Пекина. Так что все это может значить? На этот вопрос отвечает Робби Барнет (Robbie Barnett), специалист по Тибету Колумбийского университета в Нью-Йорке.

«Я не вижу никаких политических сигналов в этой встрече, но очевидно, что здесь есть некий символ, маленький намек на перемены, возможность которых сейчас обсуждается в высших политических кругах Китая».

Барнет предполагает, что Сяо так уверенно обнародовал это видео не потому, что его поддерживает китайское правительство в целом, но, вероятно, за ним стоит некая внутриправительственная группировка. «Они хотят сказать нам, что изменения возможны, и сейчас идут дебаты на эту тему», — заключил он.

Без сомнения, запрет на изображения Далай-ламы и ужесточение контроля над Тибетом усугубило ситуацию за последние двадцать лет. За это время проходили формальные и неформальные переговоры сторон, но мало, что изменилось. Однако в последние несколько месяцев появлялись сообщения о том, что диалог начал приносить плоды, вплоть до возможности приезда Далай-ламы в Тибет с историческим визитом.

Итак, можем ли мы считать публикацию видео со встречи Сяо и Далай-ламы признаком того, что Си Цзиньпин на самом деле меняет отношение Китая к Тибету или же это просто ширма для прикрытия новых крутых мер?

Тибетский гуру геше Сонам

Тибетский гуру, геше Сонам. Фото: BBC News

По крайней мере мы точно знаем, что алтарь Сяо Унаня с портретом Далай-ламы свидетельствует о растущем интересе членов Компартии к тибетскому буддизму, и правительство не препятствует монахам в их религиозной деятельности.

«Никто не может купить путь в Нирвану, но в буддизме, чем больше денег ты тратишь на ритуалы, тем большее кармическое воздаяние ты получаешь», — говорит геше Сонам.

Оригинал статьи: China’s super-rich communist Buddhists

Перевод Дарии Остаевой

 

scroll to top