Укрепление связей: реликвии Пекина в гонконгском императорском музее

Фото: SupChina

В июле в Гонконге открылся музей императорского дворца Hong Kong Palace Museum (далее — HKPM). Он пополнил список главных культурных объектов города. Экспозиция музея включает сотни экспонатов, привезенных из Пекина. Таким образом столица сделала подарок Гонконгу в честь 25-летней годовщины возвращения в состав КНР. Масштаб и многообразие выставки отражает культурную и политическую значимость музея. Подробнее о миссии HKPM и символизме выставки рассказывает SupChina.

Музей императорского дворца расположен в культурном районе «Западный Коулун» у бухты Виктория. Строительство комплекса заняло меньше 3 лет, оно длилось с марта 2019 по декабрь 2021 года. Пятиэтажный комплекс HKPM включает 9 галерей и занимает площадь в 13 тыс. кв м — примерно как Третьяковская галерея на Крымском валу. Для июльской выставки из Пекина в музей прибыло больше 900 экспонатов. Из них 166 были отмечены как реликвии «высшего уровня». Часть экспонатов выставлялась на строго ограниченный срок, поскольку свет и влажность могут им навредить.

Музей императорского дворца (Hong Kong Palace Museum). Фото: SupChina

С самого начала деятельность HKPM не обходится без общественной полемики. Кэрри Лам, бывшая глава администрации Гонконга, впервые предложила создать дворцовый музей в конце 2016 года. Заявление было сделано после ее поездки в Пекин. В столице расположен Запретный город (дворец-музей Гугун), и предлагаемый проект должен был стать его гонконгским филиалом.

Золотая буддийская ступа времен эпохи Цин, автор работы — император Цяньлун (1736-1795 гг). Фото: здесь и далее Тревор Тун для SupChina
Серебряная чаша в форме плота с сидящей фигурой, 1345 год

Лам не стала советоваться с общественностью. Проект HKPM также не получал одобрения законодательного совета, поскольку его строительство полностью финансировалось частным фондом Hong Kong Jockey Club Charities Trust. Размер пожертвования составил $450 млн. В ответ на обвинения в недостатке прозрачности, Лам заявила, что обсуждение проекта с общественностью имело свои риски. Если бы гонконгцы выступили против инициативы, это, по ее словам, было бы «неловко». В 2017 году состоялись протесты против строительства музея, но результатов они не принесли.

На церемонии открытия HKPM Кэрри Лам обозначила его особый статус:

«Дворцовый музей Гонконга станет платформой для демонстрации 5-тысячелетней истории Китая. Он поможет укрепить национальную гордость и культурную идентичность гонконгцев».

За последние несколько лет в гражданском обществе Гонконга произошли значительные изменения. Приоритет отдается национальной безопасности, из-за чего продемократические активисты теряют право голоса. Подавление сторонников независимости Гонконга (как минимум внешне) повлияло на менталитет его резидентов. Последние опросы подтверждают, что все больше гонконгцев относятся к материковому Китаю положительно. Больше половины опрошенных признают власть центрального правительства и оптимистично смотрят на будущее Гонконга.

Керамический подголовник в форме лежащего мальчика времен династии Северная Сун (960-1127 гг).
Стеклянная ваза эпохи правления императора Цяньлуна (1736-1795 гг.)

Дворцовый музей на базе Запретного города в Пекине был учрежден в 1925 году. Он открыл свои двери для посетителей после изгнания последнего китайского императора Пу И. До этого момента комплекс веками служил резиденцией правящих семей эпох Мин и Цин (1368 – 1911). Коллекция музея хранит множество бесценных реликвий, относящихся к разным периодам истории Китая. Многие экспонаты свидетельствуют о расточительном образе жизни монархов и раскрывают великолепие наследия китайской цивилизации.

В музее императорского дворца в Гонконге представлены шедевры каллиграфии и реалистичной живописи. Часть произведений искусства отражает связь Китая с другими культурами. К этой категории экспонатов можно отнести дамские зеркала и часы, прибывшие из Европы в эпоху Цин.

Каллиграфическое письмо императора Цяньлуна, 1756 год
Европейское туалетное зеркало 18-го века

«Я впечатлен разнообразием выставки. Особенно приятно знать, что экспонаты относятся к разным династиям. Выставка сочетает в себе прошлое с современностью, что тоже хорошо», — считает один из посетителей.

Говоря о современности, молодой человек имел в виду интерактивные инсталляции. Для их создания пригласили местных художников. Они должны были переосмыслить древность, сделав ее более доступной. Один из подобных экспонатов позволяет гостям окунуться в сон императора Цяньлуна. Лежа на диване, посетитель может рассмотреть проекции реликвий времен его правления.

В июне глава музея Гугун Ван Сюйдун назвал HKPM еще одним окном в китайскую культуру. По его словам, музей станет платформой для поддержки диалога и культурного обмена на международном уровне. Эта идея наглядно воплощается в выставке Art and Culture of the Horse, посвященной лошадям в культуре и искусстве. Выставка включает больше 100 экспонатов (картин, скульптур и различных арт-объектов), часть которых привезли из Лувра.

Мультимедийная инсталляция «Пейзаж из снов». Проект вдохновлен стихами императора Цяньлуна, посвященными воспоминаниям о его умершей жене.
Посетительница HKPM в головном уборе в стилистике эпохи Цин смотрит видео о традиционной китайской опере.

Одна из посетительниц поделилась впечатлениями о музее. По ее словам, выставки помогают ее маленькой дочери лучше понять свою страну:

«Я рассказала дочери, что Запретный город был возведен во времена, когда Китай был очень сильным государством. Сейчас наша родина набирает силу, поэтому Гонконг снова стал ее частью».

Еще одна задача HKPM — привлечение туристов, хотя из-за антиковидных мер его потенциал пока не раскрыт. Тем не менее среди самих гонконгцев музей уже стал одной из самых популярных достопримечательностей. По словам директора HKPM Луиса Ын (吳志華), еще до открытия музея было продано больше 70 тыс. билетов.

Подготовила Анастасия Попова

Также читайте на ЭКД:

Подписывайтесь на ЭКД в Телеграме.

 

scroll to top